Заявление Прокурору Санкт-Петербурга Мельнику Виктору Дмитриевичу о принятии мер прокурорского реагирования.

Заявление Прокурору Санкт-Петербурга Мельнику Виктору Дмитриевичу о принятии мер прокурорского реагирования.

06.12.2022

исх.№ 11/22-ОК-6-69

от 29 ноября 2022 г.

ЗАЯВЛЕНИЕ

о принятии мер прокурорского реагирования

В 2011 году введено в эксплуатацию двухэтажное нежилое здание, общей площадью 922,1 м.кв., по адресу: Санкт-Петербург, Тихорецкий пр., д. 43, лит. А, расположенное на земельном участке, кадастровый № 78:10:0005214:8, площадью 1 737 кв.м. (далее по тексту Здание). Целевое назначение Здания – объект общественного питания.

На момент ввода Здания в эксплуатацию последнее с учетом градостроительного законодательства было обеспечено въездами и выездами.

В 2017 году прилегающая к земельном участку, кадастровый № 78:10:0005214:8, территория Муринского парка была включена в состав ЗНОП п. 341 Перечня территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения (Приложение № 1 к Закону Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» № 430-85 от 19.09.2007г.), а именно ЗНОП № 4102 Муринский парк (участок 1) от пр. Культуры до Гражданского проспекта, ориентировочная площадь 85,03га, схемы № 4-2, 4-4, 4-6, 4-7.

В результате включения территорий, смежных с земельным участком, кадастровый номер 78:10:0005214:8, построенное в 2011 году здание ресторана полностью лишилось имеющегося асфальтированного въезда (подъезда) на земельный участок со стороны пр. Тихорецкий и оказалось полностью окруженным территорией ЗНОП.

Полагаем, что действия государственных органов Санкт-Петербурга по включению асфальтированного проезда к зданию ресторана в состав территорий ЗНОП являются незаконными, противоречащими нормам действующего законодательства.

1. Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, абз. 4 ст. 6 Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 61 указанного Федерального закона зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения (часть 1);охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды (часть 2).

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 г. № 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» (далее — Закон № 396-88), который направлен на обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрану и защиту зеленого фонда Санкт-Петербурга и регулирует вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт-Петербурге.

На основании статьи Закона № 396-88 зеленый фонд Санкт-Петербурга — совокупность территорий зеленых насаждений, перечисленных в п. 1 ст. 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга, на которых расположены лесные и иные зеленые насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других территорий зеленых насаждений в пределах административной границы Санкт-Петербурга; в соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Закона одним из видов территории зеленых насаждений в Санкт-Петербурге являются территории зеленых насаждений общего пользования — находящиеся в различных территориальных зонах территории общего пользования, занятые зелеными насаждениями, используемые в рекреационных целях неограниченным кругом лиц.

Таким образом, из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что территориями зеленых насаждений общего пользования являются находящиеся в различных территориальных зонах территории общего пользования, занятые именно зелеными насаждениями, используемые в рекреационных целях неограниченным кругом лиц, т.е. к территориям зеленых насаждений общего пользования относятся такие земельные участки, на которых фактически находятся зеленые насаждения.

Вместе с тем, в территории ЗНОП № 4201 «Муринский парк (участок 1) от пр. Культуры до Гражданского проспекта» был включен асфальтированный проезд от пр. Тихорецкий до здания ресторана, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 78:10:0005214:8, который не отвечал установленным региональным критериям отнесения территории к зеленым насаждениям общего пользования, а потому не мог быть отнесен к территории ЗНОП.

2. В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ч. 5 ст. 2 Закона № 430-85 площадь и границы территорий зеленых насаждений общего пользования являются ориентировочными до проведения в отношении земельных участков территорий зеленых насаждений общего пользования топогеодезических работ и осуществления государственного кадастрового учета. Площадь и границы территорий зеленых насаждений общего пользования могут быть уточнены при разработке документации по планировке территории, по результатам инвентаризации или проведенных топогеодезических работ.

Пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

Из положений п. 26 ст. 26 Закона «О государственной регистрации недвижимости» в единстве с требованиями ст. 11.9 Земельного кодекса РФ следует, что к образуемому земельному участку должен быть обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования).

Указанное требование об обеспечении доступа в силу норм ст. 209 Гражданского кодекса РФ является необходимым и общим в отношении всех земельных участков (в том числе, уже существующих), проезд и проход к недвижимому имуществу прямо отнесен к условиям владения и пользования участком.

При таком положении, для земельного участка с кадастровым номером 78:10:0005214:8 с разрешенным использованием – для размещения объектов общественного питания, с фактически расположенным на нем зданием ресторана, необходим подъезд, отсутствие которого не только приводит к невозможности полноценного использования земельного участка и здания ресторана, но и может создать угрозу жизни и здоровью граждан в связи с невозможностью подъезда к ресторану специализированного транспорта (пожарных, скорой медицинской помощи и иных экстренных служб).

Итак, включение в состав территории ЗНОП 4102 единственного подъезда к земельному участку с кадастровым номером 78:10:0005214:8 с расположенными на нем зданием ресторана осуществлено с нарушением вышеприведенных норм действующего законодательства, а потому является незаконным, приводит к нарушению как прав собственника земельного участка и здания, так и иных граждан, лишенных возможности подъезда к заведению общественного питания.

Следует особо обратить внимание, что в соответствии со ст. 6 Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением.

В рамках реализации предоставленных полномочий принят Закон Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 года № 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге», согласно которому перечень территорий зеленых насаждений общего пользования утверждается законом Санкт-Петербурга; включение территорий зеленых насаждений в перечень территорий зеленых насаждений общего пользования, внесение изменений в данный перечень в части границ и площадей территорий зеленых насаждений общего пользования, а также исключение территорий зеленых насаждений из перечня территорий зеленых насаждений общего пользования осуществляется путем внесения изменений в соответствующий закон Санкт-Петербурга (п.п. 1 и 4 ст. 15).

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 19 сентября 2007 года принят и губернатором Санкт-Петербурга 8 октября 2007 года подписан Закон Санкт-Петербурга № 430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования».

Статьей 2 указанного Закона утверждены Перечень территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения (приложение 1 к Закону), Перечень схем территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения (приложение 2 к Закону) и Схемы территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения в границах районов Санкт-Петербурга (приложение 3 к Закону).

В период 2016-2017гг. посредством внесения изменений в Закон № 430-85 территория Муринского парка была изменена — прилегающая к земельному участку № 78:10:0005214:8 территория была включена в территории ЗНОП п. 341 Перечня территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения (Приложение № 1 к Закону Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» № 430-85 от 19.09.2007г.), а именно: ЗНОП № 4102 Муринский парк (участок 1) от пр. Культуры до Гражданского проспекта, ориентировочная площадь 85,03га, схемы № 4-2, 4-4, 4-6, 4-7.

Внесение изменений в Закон № 430-85 было осуществлено посредством принятия Закона Санкт-Петербурга № 888-165 от 29.12.2017г. «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» (принят Законодательным собранием 20.12.2017г.).

Принятию вышеуказанного нормативного правового акта предшествовало проведение процедуры инвентаризации территории для целей ее включения в территории зеленых насаждений общего пользования, установленной ст. ст. 6, 6.1 Закона Санкт-Петербурга от 28 декабря 2010 года № 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге», постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 79 от 07.02.2017г. «О создании рабочей группы по инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования».

На момент принятия Закона № 888-165 от 29.12.2017г. порядок осуществления инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования был установлен распоряжением Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости № 2-р от 22.02.2017г.

Согласно указанному распоряжению инвентаризация осуществлялась районными рабочими группами в отношении территорий районов Санкт-Петербурга один раз в год на основании приказа о проведении инвентаризации территорий зеленых насаждений Санкт-Петербурга, обследование территорий зеленых насаждений проводилось ежегодно в период с 1 апреля по 31 июля. Районные рабочие группы должны были проводить обследование территорий зеленых насаждений с выездом на место и их фотофиксацией, в отношении каждой территории зеленых насаждений составить Акт полевого обследования с приложением графических материалов (ортофотоплана с нанесенными ориентировочными границами территории зеленых насаждений, отражающими фактическое состояние территории), который впоследствии передавался Рабочей группе для утверждения.

После окончания проведения инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования и получения утвержденных рабочей группой результатов инвентаризации структурным подразделением, осуществляющим методологическое обеспечение деятельности Комитета, подготавливался проект нормативного акта о внесении изменений в перечень территорий зеленых насаждений, утвержденный законом Санкт-Петербурга (п.п. 1.4, 1.6., 2.1 (2.1.3, 2.1.4), 2.4 Распоряжения).

Далее подготовленный проект нормативного акта передается для рассмотрения в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, где постоянная комиссия по градостроительству, земельным и имущественным вопросам, одним из направления деятельности которой является решение вопросов озеленения, в том числе зеленых насаждений общего пользования, рассматривает предложенный Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга проект нормативно-правового акта о внесении изменений в Закон «О зеленых насаждениях общего пользования».

В частности, постоянной комиссией по городскому хозяйству, градостроительным и имущественным вопросам (председатель НикешинС.Н.) принято решение от 05.10.2017г. (протокол № 30), согласно которому комиссия поддержала проект Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования», внесенный в Законодательное собрание Губернатором Санкт-Петербурга, рекомендовала депутатам принять проект за основу, установила срок для внесения поправок.

В рамках рассмотрения законопроекта депутатами Законодательного собрания на рассмотрение были внесены многочисленные поправки к проекту нормативно-правового акта, но ни одна из них не касалась территории ЗНОП 4102, в связи с чем внесенный на рассмотрение проект нормативно-правового акта в данной части были принят в первоначальной редакции, то есть с включенным в состав ЗНОП 4102 асфальтированным проездом к земельному участку с кадастровым номером № 78:10:0005214:8 (http://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/777326564)

Таким образом, включение в состав территории ЗНОП 4102 асфальтированного проезда в порядке инвентаризации было осуществлено:

— районной рабочей группой в составе Председателя, его заместителя и 5 членов, которая в соответствии с порядком инвентаризации провела обследование территории с выездом на место и ее фотофиксацию, по результатам которого составила Акт полевого обследования с приложением графических материалов (состав утвержден Приложением № 3 к Распоряжению Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 22.02.2017 № 2-р);

— Рабочей группой в составе Председатель, трех его заместителей и 10 членов рабочей группы, которая, в свою очередь, получив Акт от районной рабочей группы, утвердила результаты инвентаризации (состав утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 79 от 07.02.2017г. «О создании рабочей группы по инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования»);

— структурным подразделением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, осуществляющим методологическое обеспечение деятельности Комитета, подготовившим на основании результатов инвентаризации проект нормативного акта о внесении изменений в перечень территорий зеленых насаждений, утвержденный законом Санкт-Петербурга,

— Постоянной комиссией по градостроительству, земельным и имущественным вопросам Законодательного собрания в составе 7 человекпод председательством депутата Никешина С.Н., которые на заседании рассмотрели предложенный проект, а также поправки к нему.

— депутатами Законодательного собрания в составе 50 человек, принявшими Закон № 888-165 от 29.12.2017г.

Таким образом, в процедуру инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования было вовлечено значительное количество должностных лиц как органов исполнительной, так и законодательной властей в Санкт-Петербурге, что должно было обеспечить исключение произвольности действий должностных лиц и не допустить ошибок при принятии решений о включении территории в состав ЗНОП.

Вместе с тем, применительно к фактическим обстоятельствам все должностные лица, вовлеченные в процедуру включения территории, прилегающей к земельному участку кадастровый номер № 78:10:0005214:8, в состав ЗНОП не усмотрели, что единственный проезд к данному земельному участку оказался включенным в состав ЗНОП территории Муринского парка. При этом то обстоятельство, что в состав ЗНОП вошла территория земельного участка, имеющая асфальтовое покрытие вместо зеленых насаждений, не смутило ни членов районной рабочей группы при проведении обследования, ни членов Рабочей группы, утвердившей результаты инвентаризации, ни структурное подразделение Комитета, подготовившего проект нормативного акта о внесении изменений в Закон № 430-85, ни членов комиссии ЗАКС, ни депутатов Законодательного собрания, принявших Закон № 888-165 на основании подготовленного проекта.

Указанное, по нашему мнению, могло произойти только в силу наличия коррупционной составляющей в деятельности должностных лиц исполнительных и законодательных органов власти, вовлеченных в процедуру принятия решения об изменении состава территории ЗНОП посредством проведения инвентаризации, а результатом этого явилось длительное, длящееся до настоящего времени нарушение прав собственника по владению и пользованию своим имуществом – земельным участком с кадастровым номером № 78:10:0005214:8 и расположенным на нем зданием ресторана, выразившееся в лишении собственника законного доступа к своему имуществу.

О наличии коррупционной составляющей в деятельности должностных лиц, вовлеченных в процесс инвентаризации территории ЗНОП 4102, могут свидетельствовать обстоятельства строительства физкультурно-оздоровительного комплекса Nova Arena, под который «вырезали» из Закона «О зеленых насаждениях общего пользования» часть Муринского парка площадью примерно 5га севернее Северной площади. При этом в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга участок находился в зоне рекреации, и там допускалось только строительство плоскостных спортивных сооружения. Однако ООО «Анна Нова», являющееся компанией застройщиком, в отсутствие разрешения на строительство к 2012 году построило три капитальных здания, одно из которых пятиэтажное. А затем пошел процесс масштабной легализации: в декабре 2014 года ООО «Анна Нова» получила «фейковое» разрешение на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, уже существующего на территории Муринскогопарка с 2012 года, в июле 2015 года в Генеральный план Санкт-Петербурга внесли изменения, переводящие участок, выделенный для комплекса, в зону спортивных сооружений, в конце августа 2015 года в отношении двух из трех зданий было получено разрешение на ввод в эксплуатацию.

Следует обратить внимание, что компанией застройщиком ООО «Анна Нова» владеет Анна Баринова, являющаяся женой собственника ООО «Петербургстрой» Олега Баринова, который в силу характера своей деятельности и занимаемого положения в бизнес кругах Санкт-Петербурга имеет необходимый материальный и административный ресурс, позволяющий легализовать самовольно возведенный спортивный комплекс на территории Муринского парка.

И в итоге, поскольку для узаконивания нахождения на территории Муринского парка из состава территории зеленых насаждений общего пользования был исключен огромный земельный участок, впоследствии переведенный в зону, предназначенную для размещения спортивных объектов, то для успокоения возмущенной общественности и придания видимости законности действиям по внесению изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, проект планировки и застройки территории необходимо было компенсировать объемом исключенных территорий посредством включения в состав ЗНОП 4102 новых земельных участков, даже за счет тех, которые в силу действующего законодательства не могли быть включены в состав зоны зеленых насаждений общего пользования (https://www.kommersant.ru/doc/4528960 , https://www.fontanka.ru/2015/06/04/140?recordId=2015%2F06%2F04%2F140&regionId=478 ,http://kanoner.com/2014/12/12/142390/ ).

Полагая, что включением единственного проезда к земельному участку и зданию в состав территории ЗНОП 4102 нарушаются права собственника земельного участка, последний в лице своего представителя 28 февраля 2020 года обратился к первому заместителю председателя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Пастуховой Е.С., которая одновременно являлась и заместителем председателя рабочей группы по инвентаризации территорий зеленых насаждений, с просьбой вывести из территории ЗНОП 4102 два земельных участка, на одном из которых расположен существующий асфальтированный подъезд к земельному участку и к расположенному на нем зданию ресторана, а второй — с целью проектирования и обустройства подъезда специализированной техники к земельному участку и зданию со стороны Северного проспекта.

Просьба о выводе из территории ЗНОП 4102 земельного участка, необходимого для организации подъезда к зданию ресторана со стороны Северного проспекта, была обоснована нижеприведенными положениями действующего законодательства, содержащего противопожарные нормы, с целью их соблюдения и недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате распространения огня.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Закон № 123-ФЗ).

В соответствии с частью 4 ст. 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного Федерального закона.

Согласно ст. 63 Закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 90 Закона № 123-ФЗ установлено, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

Согласно п. 7.1 Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограниченное распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочными и конструктивным решениям» для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

В соответствии с п. 8.1 СП 4.13130.2013 подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине:

а) с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров.

б) с одной продольной стороны — к зданиям и сооружениям вышеуказанных классов с меньшей высотой при выполнении одного из следующих условий:

— оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда, либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию;

— при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует, наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой;

— при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий;

В силу ст. 32 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ здания организаций общественного питания относятся к классу функциональной опасности Ф3.2.

Несмотря на то, что здание ресторана, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 78:10:0005214:8, относящееся к классу функциональной опасности Ф3.2, имеет высоту менее 18 метров, но поскольку не все помещения в нем имеют двустороннюю ориентацию, а окна всех помещений не выходят на сторону асфальтированного проезда со стороны пр. Тихорецкий, в здании отсутствуют наружные открытые лестницы, то в силу ст. 90 Закона № 123-ФЗ, п. 8.1 СП 4.13130.2013 к зданию ресторана должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей с двух продольных сторон.

Более того, Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга в письме исх. № 1-4-35355/9 от 07 июня 2012 года не возражал против разработки проектной документации по устройству пожарного проезда к земельному участку, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, Тихорецкий пр., д. 43., со стороны Северного проспекта.

По результатам личного приема Пастухова Е.С. приняла к сведению факт включения в состав ЗНОП 4102 территории асфальтированного проезда к земельному участку с кадастровым номером 78:10:0005214:8, а также согласилась с вышеизложенными доводами о необходимости оборудования второго въезда (выезда) со стороны Северного пр. в целях соблюдения требований пожарной безопасности и заверила представителя собственника, что Комитетом будут самостоятельно предприняты действия, направленные на исправление сложившейся ситуации.

Тем не менее какие-либо самостоятельные действия по инициированию процедуры исключении земельных участков из состава ЗНОП предприняты Комитетом не были, а 17 января 2020 года Комитетом по градостроительству и архитектуре собственнику было выдано заключение (исх. № 01-21-3-1531/20) о согласовании архитектурно-градостроительного облика, предусматривающее организацию подъезда к зданию ресторана также и стороны Северного проспекта (лист 7), представитель собственника в установленном законом порядке обратился через раздел «Народная инициатива» с заявлениями № 8196 от 26.02.2020 года и № 9543 от 03.11.2020 года в региональную информационную систему «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» о проведении инвентаризации территории ЗНОП 4102.

Из Акта полевого обследования территории в рамках инвентаризации территории зеленых насаждений общего пользования № 10-19-146 от 12 июля 2021 года, составленного, в частности, по результатам рассмотрения заявки № 9543 от 03.11.2020 года с целью корректировки границ и площади ЗНОП № 4102 в части исключения проезда к земельному участку 78:10:0005214:8, следует, что в рамках инвентаризации территории ЗНОП 2020 года районной рабочей группой 17.12.2020 года была предложена следующая корректировка: «исключить проезды к земельному участку 78:10:0005214:8 со стороны Тихорецкого пр. и Северного пр., согласно выданного Комитетом по градостроительству и архитектуре заключения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта общественного питания».

Однако Рабочей группой 21.06.2022г. было принято следующее решение: подтвердить результаты инвентаризации 2020 года только в части исключения асфальтированных проездов. Иными словами, ранее включенный в состав ЗНОП 4102 асфальтированный проезд исключен из территории зеленых насаждений общего пользования, в исключении участка, необходимого для организации въезда/выезда со стороны Северного пр.,отказано.

Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в ответ на обращение собственника земельного участка № 01/07-22 от 22.07.2022 года о запросе выписок из протоколов заседаний комиссий районного и городского значения в письме исх. № ОБ-1241-2310/22-0-1 от 23.08.2022 года указал, что «Комитетом в рамках инвентаризаций территорий ЗНОП 2020 и 2021 годов на основании предложений от 26.02.2020 года № 8196, от 03.11.2020 года № 9543 проведена инвентаризация территории с целью корректировки ее границ в части исключения проездов (существующего со стороны Тихорецкого пр. и проектируемого со стороны Северного пр.) к земельному участку с кадастровым номером 78:10:0005214:8. На заседании Рабочей группы 28.04.2022 года рассмотрение вопроса о корректировке границ территории было отложено для дополнительной проработки, в том числе для уточнения КГА информации об актуальности согласования проектируемого проезда со стороны Северного пр. Материалы инвентаризации рассмотрены на заседании Рабочей группы 21.06.2022 года. По информации, предоставленной КГА, согласование АГО в настоящее время не актуально, проектируемый проезд к Участку со стороны Северного пр. не согласован ГИБДД, в связи с чем исключение данной территории до получения согласований нецелесообразно. С учетом информации, предоставленной КГА, Рабочей группой вынесено заключение о корректировке границ и площади территории ЗНОП в части исключения существующего проезда к Участку со стороны Тихорецкого пр.».

Аналогичная информация изложена и в протоколе № 16 заседания Рабочей группы по инвентаризации территории зеленых насаждений общего пользования от 21 июня 2022 года.

Таким образом, именно в результате отрицательного заключения представителя КГА Санкт-Петербурга, заявившего на заседании Рабочей группы о неактуальности заключения (исх. № 01-21-3-1531/20) о согласовании архитектурно-градостроительного облика, предложения от 26.02.2020 года № 8196, от 03.11.2020 года № 9543 об исключении из состава территории ЗНОП 4102 участка, необходимого для обустройства въезда/выезда к земельному участку 78:10:0005214:8 со стороны Северного пр., было отклонено, и Рабочей группой, несмотря на положения норм действующего законодательства, предусматривающего необходимость организации подъезда пожарных автомобилей с двух сторон здания ресторана, было принято только решение об исключении из состава территории ЗНОП 4102 неправомерно ранее включенного существующего асфальтированного подъезда к зданию ресторана.

Вместе с тем, анализ положений законодательства, регламентирующего порядок согласования архитектурно-градостроительного облика объекта, действующего как в период выдачи заключения № 01-21-3-1531/20 от 17.01.2020 года, так и в период заседания Рабочей группы, позволяет утверждать, что срок действия указанного заключения не истек, информация, изложенная в заключении, является актуальной и должна была быть учтена в рамках инвентаризации территории ЗНОП 4102 на основании заявлений от 26.02.2020 года № 8196, от 03.11.2020 года № 9543.

Следует обратить внимание, что такой статус ранее согласованного архитектурно-градостроительного облика объекта как «не актуальный» положения Закона Санкт-Петербурга № 692-147 от 02.12.2015 года «О порядке предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства и в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения», действовавшего в период выдачи заключения № 01-21-3-1531/20 от 17.01.2020 года, не предусматривают. Статьей 4.1 указанного Закона были установлены исчерпывающие случаи прекращения действия решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, которые не применимы к сложившейся ситуации вокруг Здания.

Также пунктом 4.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 407 от 12 мая 2022 года «О порядке согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 года № 1679» установлено, что в случае, если объект, в отношении которого получено согласование архитектурно-градостроительного облика, не создан, действие указанного согласования ограничено сроком действия градостроительного плана земельного участка.

Поскольку Градостроительный план земельного участка № RU7810900033640 выдан 21 января 2020 года, действует в силу ст. 57.3 ГрК в течение трех лет с даты его выдачи, то согласно п. 4.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 407 от 12 мая 2022 года Заключение АГО № 01-21-3-1531/20 от 17.01.2020 года действует до 21 января 2023 года, и, соответственно, на момент принятия решения Рабочей группой по заявлениям от 26.02.2020 года № 8196, от 03.11.2020 года № 9543 являлось действующим.

Данное обстоятельство было подтверждено КГА Санкт-Петербурга в письме от 04.10.2022 года, в котором Первый заместитель председателя Комитета – Главный архитектор Санкт-Петербурга П.С. Соколов указал, что в настоящее время порядок согласования АГО утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 407 от 12 мая 2022 года «О порядке согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 года № 1679». Информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство до 21.01.2023 года.

Более того, действующее законодательство, включая вышеприведенное Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 407 от 12 мая 2022 года «О порядке согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 года № 1679», устанавливает, что решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта принимается исключительно Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, получение согласований иных контрольно-надзорных государственных органов, включая ГИБДД, не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, члены Рабочей группы по инвентаризации территории ЗНОП при вынесении своего решения должны были учитывать информацию, изложенную в Заключении АГО № 01-21-3-1531/20 от 17.01.2020, и с учетом действующего противопожарного законодательства должны были принять решение об исключении из территории ЗНОП 4102 земельного участка, необходимого для организации проезда к земельному участку кадастровый номер 78:10:0005214:8 со стороны Северного пр., так как оборудование второго подъезда в соответствии с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.

Однако члены Рабочей группы вышеизложенные обстоятельства, свидетельствующие о необходимости организации проезда к земельному участку со стороны Северного пр., не приняли во внимание, исправив только допущенную ими же ошибку, выразившуюся во включении в состав территории ЗНОП 4102 имеющегося асфальтированного проезда, обосновывая отказ от исключения из территории ЗНОП 4102 участка, необходимого для организации въезда со стороны Северного пр., исключительно позицией представителя КГА Санкт-Петербурга.

При этом необходимо пояснить, что позиция представителя КГА Санкт-Петербурга на заседании Рабочей группы явилась следствием обстоятельств получения заключения (исх. № 01-21-3-1531/20) о согласовании архитектурно-градостроительного облика.

Согласно распоряжению КГА Санкт-Петербурга № 9-н от 27.09.2016 года «Об утверждении Административного регламента Комитета по градостроительству и архитектуре по предоставлению государственной услуги по предоставлению решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства», действовавшего в период выдачи заключения исх. № 01-21-3-1531/20, срок предоставления государственной услуги по согласованию архитектурно-градостроительного облика объекта составляет не более 15 рабочих дней (п. 2.4)

В этот срок согласно разделу 3 Административного регламента осуществляются следующие административные процедуры:

— прием, проверка и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

— подготовка и направление межведомственных запросов о представлении документов (информации), необходимых для оказания государственной услуги заявителю;

— рассмотрение и оценка документов;

— выдача результата государственной услуги.

В рамках рассмотрения и оценки документов Главный специалист Отдела землепользования и застройки районов (далее Главный специалист ОЗиЗР) рассматривает материалы в части Схемы на ее соответствие нормативным правовым актам, регулирующим отношения в сферах градостроительства и архитектуры (п. 3.3.3 Административного регламента).

В случае соответствия Схемы нормативным правовым актам Главный специалист ОЗиЗР ставит и заполняет штамп на Схеме, а в случае несоответствия Схемы — подготавливает заключение на бланке Управления застройки города с указанием причин несоответствия (далее — Заключение УЗГ).

Результатом административного действия является направление документов со штампом на Схеме или с Заключением УЗГ председателю Комитета или первому заместителю председателя Комитета.

Для совершения указанных действий Главному специалисту ОЗиЗРустановлен максимальный срок – 5 рабочих дней.

Однако процесс согласования архитектурно-градостроительного облика объекта и получение Заключения о согласовании АГО исх. № 01-21-3-1531/20 у собственника участка длился на протяжении года, поскольку Главным специалистом отдела землепользования и застройки районов Управления застройки города Перфильевым С.М. в устной форме неоднократно отказывалось в заполнении штампа Схемы по различным надуманным основаниям. По нашему мнению, отказ в согласовании Схемы со стороны Перфильева С.М. обуславливался понуждением собственника к даче взятки за заполнение штампа на Схеме, в отсутствие которого получение Заключения о согласовании АГО не возможно.

Полагая, что информация, отраженная в Схеме, соответствует положениям действующего законодательства, законные основания для отказа в ее утверждении у Перфильева С.М. отсутствуют, затягивание процесса согласования заключения АГО объясняется исключительно желанием последнего получить материальное вознаграждение за заполнение штампа на Схеме, представитель собственника земельного участка был вынужден обратиться к Председателю КГА – главному архитектору города Григорьеву В.А. в рамках личного приема, по результатам которого Григорьев В.А., согласившись с доводами представителя собственника участка, проверив Схему на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, согласовал ее в отсутствие заполненного штампа Перфильевым С.М.

При таком положении, именно согласование Председателем КГА – Главным архитектором Санкт-Петербурга Григорьевым В.А. Схемы в отсутствие заполненного Перфильевым С.М. штампа подтверждает незаконность действий последнего в рамках оказания государственной услуги по выдачи заключения о согласовании АГО.

Таким образом, анализ обстоятельств получения Заключения исх. № 01-21-3-1531/20 позволяют предполагать, что отрицательное заключение, данное представителем КГА Санкт-Петербурга на заседании Рабочей группы, стало следствием действий Перфильева С.М., который, воспользовавшись уходомГригорьева В.А. с должности председателя КГА Санкт-Петербурга, должным образом проинструктировал представителя КГА, участвовавшего в заседании Рабочей группы, и в дальнейшем рассчитывает свое неполученное ранее материальное вознаграждение за согласование Схемы в рамках оказания государственной услуги по выдаче заключения АГО получить.

Обращает на себя внимание тот факт, что ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 172-ФЗ от 17 июля 2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», пп. «и» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, относит к коррупциогенным факторам, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, нормативные коллизии — противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

В Законе Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» № 430-85 от 19.09.2007г. имеется указанный коррупциогенныйфактор, поскольку отнесение территории к ЗНОП 4102 в пределах расположенного на ней асфальтированного проезда к земельному участку с кадастровым номером 78:10:0005214:8 и земельного участка, необходимого для обустройства проезда со стороны Северного пр., к территории зеленых насаждений общего пользования, в то время как Законом № 396-88 и Законом № 123-ФЗ такая возможность исключена, свидетельствует о наличии внутренних противоречий между нормами указанных Законов Санкт-Петербурга, порождающих неясность, двусмысленность, несогласованность правового регулирования.

Отнесение асфальтированного проезда и земельного участка, необходимого для обустройства проезда со стороны Северного пр. к территории зеленых насаждений общего пользования не только препятствует реализации права собственника объекта недвижимости на полноценное владение принадлежащим ему имуществом, но и нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное посещение заведения общественного питания.

Выявленные нарушения в работе Рабочей комиссии по инвентаризации территории ЗНОП, выражающиеся как в первоначальном включении в состав территории ЗНОП асфальтированного подъезда к земельному участку, кадастровый номер 78:10:0005214:8, а впоследствии отказ в исключении из состава территории ЗНОП участка, необходимого для организации подъезда со стороны Северного пр., непосредственным образом нарушают права собственника земельного участка и здания по полноценному владению принадлежащими ему объектами недвижимости, обеспечения жизни и безопасности людей, так как нарушение требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для жизни и здоровья при возможном возникновении пожара.

В итоге необходимо сказать, что после того, как собственнику в 2019 году стало известно о включении единственного проезда к принадлежащему ему зданию ресторана в состав территории ЗНОП 4102, инициированная им процедура инвентаризации с целью исключения проездов из состава ЗНОП до настоящего времени (ноябрь 2022 года) не завершена, закон о внесении изменений в Закон № 430-85, предусматривающий корректировку территории ЗНОП 4102, не принят.

Более того, учитывая, что собственник может подать предложение о корректировке территорий ЗНОП только один раз в год, а включение в состав ЗНОП 4102 единственного проезда к земельному участку, кадастровый номер № 78:10:0005214:8, было осуществлено исключительно по инициативе должностных лиц, то последние в целях скорейшего восстановления нарушенных прав собственника не лишены были возможности провести внеплановую инвентаризацию территории ЗНОП 4102, так как положения п. 1.6 Порядка осуществления инвентаризации территорий зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, утвержденного распоряжением Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 22 февраля 2017 года № 2-р, п. 1.6. Распоряжение Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 07.02.2020 года № 5-р «О порядке осуществления инвентаризации территорий зеленых насаждений» об обязательности проведения инвентаризации один раз в год, не означают невозможность проведения ее во внеплановом порядке.

Однако должностные лица государственных органов власти Санкт-Петербурга, уполномоченные на проведение инвентаризации, не только не провели ее во внеплановом порядке, но всевозможными способами до настоящего времени затягивают принятие решения о корректировке территории ЗНОП 4102, что свидетельствует о наличии коррупционной составляющей в действиях должностных лиц органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Полномочия прокурора по надзору за законностью определены в Законе «О прокуратуре РФ», в частности в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов исполнительными органами субъектов РФ, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, а также надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Положениями ст. 22 Закона «О прокуратуре РФ» установлены полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства, а именно прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными, а также вносит представление об устранении нарушений закона.

На основании изложенного, принимая во внимание, что Законом «О прокуратуре РФ» на прокуратуру возложено осуществление надзора за  исполнением федерального законодательства и надзора за соответствием федеральному законодательству нормативно-правовых актов субъектов, для чего предоставлены полномочия, предусмотренные Главой 1 Раздела IIIЗакона «О прокуратуре РФ» по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих,

ПРОШУ:

1. Провести проверку изложенных в заявлении обстоятельств, по результатам проверки установить виновных лиц и привлечь их к установленной законом ответственности;
2. Принять меры прокурорского реагирования, направленные на инициирование проведения внеплановой инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования с целью исключения из состава ЗНОП 4102 «Муринский парк (участок 1) от пр. Культуры до Гражданского проспекта» территории асфальтированного въезда (проезда) к земельному участку, кадастровый номер 78:10:0005214:8, со стороны пр. Тихорецкий, а также земельного участка, необходимого для обустройства въезда (подъезда) к земельному участку, кадастровый номер 78:10:0005214:8, со стороны Северного проспекта.
3. О принятых мерах сообщить заявителю письменно, при ответе просьба ссылаться на исходящий номер заявления.

Приложение на 83 листах:

1. Сведения РГИС в отношении земельного участка, кадастровый номер 78:10:0005214:8;
2. Копия распоряжения КИО Санкт-Петербурга № 1703 от 19.06.2019г. «Об утверждении границ земельного участка»;
3. Публикация «Анне Нове добавили три года»;
4. Публикация «Муринский парк рвут на кусочки»;
5. Публикация «Спорткомплекс Nova Arena в Муринском парке начали узаконивать»;
6. Копия письма КГА Санкт-Петербурга исх. № 1-4-35355/9 от 07.06.2012 года;
7. Копия Заключения исх. № 01-21-3-1531/20 о согласовании АГО;
8. Заявление № 8196 от 26.02.2020 года;
9. Копия письма в ККИ Санкт-Петербурга исх. № 01/20 от 16.11.2020 г.;
10. Копия ответа ККИ исх. № ОБ-343-377/2-2-1 от 07.12.2020 г.;
11. Заявление № 9543 от 03.11.2020 г.;
12. Копия Акта полевого обследования № 10-19-146 от 12.07.2021 г.;
13. Копия обращения в ККИ исх. № 01/07-22 от 22.07.2022 г.;
14. Копия ответа ККИ исх. № ОБ-1241-2310/22-0-1 от 23.08.2022г.;
15. Копия протокола заседания Рабочей группы № 16 от 21.06.2022 г.;
16. Копия Градостроительного плана ЗУ;
17. Копия письма в КГА Санкт-Петербурга исх. № 01/22 от 01.09.2022 г.;
18. Копия ответа КГА от 04.10.2022 г.

С уважением,

Президент

МОО «Общественный контроль»

Сергеев В.Г.



Комментарии

Оставить свой комментарий

Свежие материалы
Комментарии