МОО «Общественный контроль»
Президенту Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу   103132, г. Москва, Ильинка, д. 23   Копия: Губернатору Санкт-Петербург Беглову А.Д. Санкт-Петербург, Смольный.
24.09.2025

Президенту Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу 103132, г. Москва, Ильинка, д. 23 Копия: Губернатору Санкт-Петербург Беглову А.Д. Санкт-Петербург, Смольный.

Исх.№09/25-ОК-6-43

от 05 сентября 2025г.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Надлежащее жилье – необходимый компонент достойного жизненного уровня человека. Конституционное право на жилище – одно из важнейших в системе удовлетворения жилищных потребностей общества, и в зависимости от того, как определяется его содержание, складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов его обеспечения.

Поскольку право на жилище, гарантированное Конституцией РФ, неразрывным образом связано с правом на жизнь, то государство, провозглашая человека, его права и свободы, высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства, приняло на себя обязательства по обеспечению определенного уровня безопасности и благосостояния населения, достаточного для физического существования и развития.

В связи с критически опасным нарушением Правил пожарной безопасности на территории, необходимой и предназначенной для эксплуатации многоквартирного дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями по адресу: Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, к. 2, лит. А, а также отсутствием на данное обстоятельство надлежащей реакции со стороны контрольно-надзорных органов и органов исполнительной власти Санкт-Петербурга на протяжении многих лет «Общественный контроль» вынуждена обратиться непосредственно к Вам.

Следует пояснить, что по адресу: Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, к. 2, лит. А в период с 2003-2009гг. возведены и приняты в эксплуатацию не соответствующий требованиям строительных, пожарных норм и правил, лишенный минимального набора объектов благоустройства 12 подъездный 26-этажный многоквартирный жилой дом (1 400 квартир) и отнесенный к торговым объектам первой категории 3-х этажный Торговый комплекс «Купеческий двор» общей площадью 13000 м.кв., в котором располагаются 140 арендаторов с посещаемостью 900 в час, включая постоянно находящийся в здании персонал 200 человек.

При проектировании и строительстве указанного многоквартирного дома и торгового комплекса застройщиком были допущены многочисленные нарушения (в т.ч. связанные с расчетом и предоставлением жильцам и собственникам нежилых помещений нормативного количества парковочных мест), а также осуществлено строительство во внутридворовой территории дома двухуровневого паркинга, места в котором были отчуждены в собственность третьих лиц. В результате жильцам дома было предоставлено всего 21 место для временного хранения автотранспорта, а собственникам нежилых помещений – 0. Следует отметить, что градостроительный план земельного участка не предусматривал возведение паркинга на внутридворовой территории, но тем не менее разрешение на его строительство и акт ввода в эксплуатацию Службой государственного строительного надзора и экспертизы СПб были выданы.

При таких обстоятельствах, внутридворовая территория дома оказалась занята частным паркингом и проездами, заставленными автомобилями жителей многоквартирного дома, что, соответственно, сделало практически невозможным оперативный подъезд машин спецтехники непосредственно к месту возникновения чрезвычайной ситуации и развертывание пожарных расчетов для ликвидации пожара на верхних этажах дома и эвакуации оттуда людей.

Поскольку многочисленные обращения как жителей, так и Общественной организации к высокопоставленным должностным лицам органов исполнительной власти, включая Губернатора СПб, и контрольно-надзорным органам Санкт-Петербурга какого-либо результата не принесли по причине не признания с их стороны очевидных нарушений, то в возбуждении уголовных дел было отказано, а меры, направленные на приведение многоквартирного дома в соответствие с правилами пожарной безопасности, предприняты не были.

Более подробная информация о нарушениях, допущенных при проектировании и строительстве дома, приведена в заявлениях, представленных на диске в качестве приложения к настоящему обращению (Приложение № 31).

Однако произошедший 28 марта 2018 года пожар подтвердил доводы Общественной организации о том, что противопожарная безопасность дома не обеспечена: подъезд девяти пожарных машин, прибывших для тушения пожара, непосредственно к месту возгорания был затруднен конструктивными особенностями самого жилого комплекса, наличием внутри двора частного паркинга, возведенного застройщиком с использованием фальсифицированной редакции градостроительного плана земельного участка по принципу крайне уплотнительной застройки, а также загруженностью внутридворовых проездов автомобилями местных жителей, которые будучи практически лишенными достаточного количества парковочных мест, вынуждены парковать свои автомобили вдоль внутридворовых проездов в нарушение норм пожарной безопасности.

При этом жители многоквартирного дома оказались лишенными возможности свободно покинуть свои квартиры, поскольку системы дымоудаления в доме не работали, эвакуационные выходы были заполнены дымом, а оперативно прибывшие пожарные вместо того, чтобы быстро эвакуировать жителей, развернуть высотную технику и начать тушение, вынуждены были терять время на то, чтобы организовать подъезд к месту возгорания.

Более того, параметры незаконно возведенного паркинга препятствовали и препятствуют свободному проезду в арки дома пожарных машин, а также доступу пожарных с автолестниц и автоподъемников в квартиры или помещения дома, расположенные на верхних (выше 18) этажах, поскольку не позволяют установить лестницу под необходимым углом.

Итогом указанного стала невозможность быстрой локализации пожара, эвакуации людей с верхних этажей многоквартирного дома, что привело к увеличению площади возгорания.

Таким образом, произошедший 28 марта 2018 года пожар в многоквартирном доме 15 к. 2 лит. А по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге наглядно продемонстрировал наличие нарушений, допущенных застройщиком и чиновниками, осуществляющими при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию дома государственный надзор за соблюдением градостроительных и пожарных норм и правил, представляющих непосредственную опасность для жителей дома.

Тем не менее, и после произошедшего пожара решить указанную проблему на местном уровне не удалось, должностные лица контрольно-надзорных и исполнительных органов, обладающие полномочиями для осуществления каких-либо действий, направленных на приведение многоквартирного дома в соответствие с требованиями пожарной безопасности, на восстановление прав граждан на полноценное и безопасное использование принадлежащих им на праве собственности помещений, рассмотрели обращения МОО «Общественный контроль» поверхностно, не вдаваясь в суть изложенной проблемы, ограничившись указанием на выдачу разрешений на строительство дома и ввода его в эксплуатацию, а также констатацией наличия ранее вынесенных процессуальных решений (Приложения №№2-7). При этом все обращения к Губернатору Санкт-Петербурга, сданные в Общественную приемную, организованную в рамках его предвыборной компании, включая и обращение о нарушениях норм пожарной безопасности при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию дома 15 к. 2 лит. А по Коломяжскому пр. в СПб, были без рассмотрения банально утилизированы (Приложения № 1, 8).

В итоге, несмотря на то, что факты нарушений норм пожарной безопасности при проектировании и строительстве многоквартирного дома 15 к. 2 лит. А по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге подтвердились; по прошествии 7 лет ситуация, сложившаяся во внутридоровой территории дома, препятствующая свободной эвакуации жителей дома в случае возникновения пожара, не только не изменилась, но еще и усугубилась, поскольку кроме имеющихся нарушений на внутридворовой территории в настоящее время появились еще и нарушения с внешней стороны дома, что с учетом сложившейся обстановки в стране, характеризующейся повышенным риском возникновения возгораний из-за атак БПЛА, иных террористических актов, является недопустимым. Однако ситуация вновь повторяется: должностные лица контрольно-надзорных органов и органов исполнительной власти Санкт-Петербурга на сегодняшние заявления граждан и Общественной организации должным образом не реагируют, какие-либо меры, направленные на устранение нарушений, не предпринимают.

Следует пояснить, что 19 июля 2025 года на земельном участке 83 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге (северо-западнее дома 15 к. 2 лит. А), кадастровый номер 78:34:0410401:38 (далее по тексту – Земельный участок), к которому примыкает многоквартирный дом и торговый комплекс, установлен торговый павильон общей площадью ≈32м.кв. (8м.х4.м.), в котором организована продажа плодово-овощной продукции, табачных изделий и альтернативных продуктов для курения.

25 июля 2025 года на указанном Земельном участке практически напротив пешеходного перехода был установлен второй торговый павильон общей площадью ≈15м.кв. (4м.х4м.)

26 августа 2025 года на Земельном участке вдоль проспекта Испытателей были установлены еще 2 торговых павильона общей площадью 70м.кв. (4м.х10м. и 16м.х4м.) (Приложение № 17)

Земельный участок принадлежит на праве собственности ООО «Единство».

В результате установки данных торговых павильонов с учетом ранее установленной рекламной конструкцией и торгового лотка было нарушено право свободного прохода граждан по прилегающей к многоквартирному дому и торговому комплексу территории, нарушено право граждан на безопасную эксплуатацию принадлежащих им объектов недвижимости, нарушены Правила пожарной безопасности в РФ.

Следует обратить внимание, что Земельный участок расположен на пересечении Коломяжского пр. и пр. Испытателей напротив выхода из станции метро «Пионерская», с одной стороны имеет общие границы с земельным участком с находящимся на нем многоквартирным жилым домом и Торговым комплексом «Купеческий двор», расположенными по адресу: Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, к. 2., а с другой стороны граничит с тротуаром вдоль Коломяжского пр. и пр. Испытателей, на котором размещены два пункта ожидания общественного транспорта.

Земельный участок относится к землям населенных пунктов, предназначен для благоустройства территории и на него наложен ряд обременений, а именно: охранная зона тепловых сетей (номер государственной регистрации 78-78-01/0659/2009-047) площадью 1 045 кв.м., охранная зона сетей связи и сооружений связи номер государственной регистрации 78-78-01/0659/2009-048) площадью 24 кв.м., зона градостроительных ограничений номер государственной регистрации 78-78-01/0659/2009-049) площадью 1 560 кв.м., охранная зона канализационных сетей (номер государственной регистрации 78-78-01/0659/2009-050) площадью 4 кв.м., охранная зона канализационных сетей номер государственной регистрации 78-78-01/0659/2009-051) площадью 2 кв.м., право прохода (номер государственной регистрации 78-78-01/0659/2009-052) – весь (Приложение № 9).

Пункты ожидания общественного транспорта, расположенные вдоль пр. Испытателей около дома 15 к. 2 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге, характеризуются высокой плотностью пассажиропотока, поскольку на них осуществляется пересадка пассажиров из метро на наземный транспорт, движущийся в сторону Светлановской пл. и далее в сторону Выборгского и Калининского районов, и предназначены для остановки многочисленных автобусных и троллейбусных маршрутов.

Однако несмотря на зарегистрированные ограничения (обременения) права, расположение земельного участка в зоне интенсивного движения автотранспорта и пассажиропотоков, а также в зоне остановок общественного транспорта, в непосредственной близости от многоквартирного дома и торгового комплекса, собственник земельного участка использует его в нарушение зарегистрированных обременений, что, соответственно, приводит к нарушению прав жителей Санкт-Петербурга, собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома 15 к. 2 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурга на свободный проход, на безопасную эксплуатацию помещений указанного дома.

В соответствии со ст. 2 Закона № 273-70 от 31.05.2010г. «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» под элементом благоустройства понимается, в частности, некапитальное нестационарное строение и сооружение.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016г. № 961 утверждены Правила благоустройства Санкт-Петербурга», которыми к элементам благоустройства также отнесены нестационарные торговые объекты (п. 2.7.2 Приложения № 2 к Правилам № 961).

Пунктом 2.4 Приложения № 4 Правил № 961 установлено, что размещение элементов благоустройства является самовольным в случае отсутствия документов, указанных в разделе 27 Приложения № 5 к Правилам № 967.

В соответствии с п. 27.5 Приложения № 5 к Правилам № 961 лица, осуществляющие размещение элементов благоустройства после вступления в силу Правил, обязаны иметь согласованный проект благоустройства (при необходимости его разработки), документы, подтверждающие приемку размещения элементов благоустройства. В случае их отсутствия размещение элементов считается самовольным. При этом п. 27.3 Приложения № 5 к Правилам № 961 запрещена самовольная установка (размещение) элементов благоустройства в Санкт-Петербурге.

КГА Санкт-Петербурга в ответе исх. № ОБ-31075-2968/25-0-1 от 22.08.2025г. указал, что «согласно сведениям Единой системы электронного документооборота и делопроизводства Комитета:

– задание на разработку проекта благоустройства в части размещения НТО в границах Участка, Комитетом не выдавалось;

– проект благоустройства в части размещения НТО в границах Участка Комитетом не согласовывался;

– документы, подтверждающие приемку работ по размещению НТО в границах Участка в Комитете отсутствуют».

С учетом изложенного, КГА СПб пришел к выводу о том, что «НТО обладают признаками самовольно размещенных элементов благоустройства в нарушение законодательства о благоустройстве» (Приложение № 18).

Поскольку вопросы, касающиеся осуществления проверок в части законности размещения НТО, находятся вне компетенции КГА СПб, то последний перенаправил обращение для принятия мер в ГАТИ Санкт-Петербурга.

Однако ГАТИ Санкт-Петербурга, не опровергнув доводов ни КГА СПб, ни Общественной организации, оснований для проведения контрольно-надзорного мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом не усмотрела, только лишь объявила собственнику предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере благоустройства в части самовольного размещения НТО и направила информацию в СПб ГКУ «Управление по мониторингу состояния объектов и элементов благоустройства» для учета установленных павильонов при формировании маршрутов мониторинга территории (ответы ГАТИ СПб исх. № 01-05-21221/25-0-1 от 21.08.2025г., исх. № 01-05-20299/25-0-1 от 28.08.2025г.) (Приложения №№ 19,20,29).

Таким образом, ГАТИ Санкт-Петербурга, установив незаконность размещения нестационарных торговых объектов, от принятия каких-либо мер, направленных на освобождение Земельного участка, не предприняла, ограничившись выдачей предостережения, не влекущего за собой безусловную обязанность собственника устранить выявленные нарушения закона.

Также уклонились от принятия каких-либо мер, направленных приведение Земельного участка в надлежащее состояние, позволяющее использовать его по назначению, и Прокуратура Приморского района СПб, перенаправив обращение для рассмотрения в Администрацию Приморского района СПб, которая, в свою очередь, направила данное обращение для рассмотрения в иные государственные органы СПб (ответы Администрации исх. № вх-01-20-4037/25-0-1 от 29.07.2025г., исх. № вх-01-16-811/25-0-1 от 07.08.2025г.) (Приложения №№21,22).

Вместе с тем, отказывая в принятии действенных мер, направленных на освобождение Земельного участка от незаконно расположенных на нем торговых павильонов, вышеуказанные контрольно-надзорные органы проигнорировали нижеприведенную информацию, с достоверностью свидетельствующую о нарушении прав неопределенного круга лиц.

1. Положениями ст. 30 ГрК РФ предусмотрена разработка градостроительных регламентов в целях обеспечения прав и законных интересов лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты и проведение публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016г. № 524 утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга (далее – Правила № 524).

Пунктом 2.10 Правил № 524 установлен Градостроительный регламент общественно-деловой зоны объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территории периферийных и пригородных районов Санкт-Петербурга, с включением объектов инженерной инфраструктуры (виды разрешенного использования и предельные параметры).

Согласно п. 2.19.6.3 Градостроительного регламента для подзоны ТД1-2-2, к которой относятся как Земельный участок, так многоквартирный дом, расположенный на смежном земельном участке, минимальные отступы зданий, строений, сооружений от границ земельных участков устанавливаются в соответствии с п.п. 16.1.1-1.6. раздела 1 Правил № 524.

Пунктами 1.6.3, 1.6.3.1 Правил № 524 определены минимальные отступы стен зданий, строений и сооружений с окнами, иными светопрозрачными конструкциями, обеспечивающими соблюдение санитарных требований, дверными и иными проемами от границ земельных участков, которые определяются по границам смежных земельных участков или по границам территорий, на которых земельные участки не образованы, – не менее 10 метров.

Таким образом, поскольку средняя ширина земельного участка 83 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге составляет 4,5-8м., то с учетом приведенных положений Правил № 524, устанавливающих минимальный отступ от стены многоквартирного дома 15 к. 2 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге в размере 10 м., расположение на указанном земельном участке каких-либо объектов невозможно, поскольку иное будет являться нарушением требований ст. п.п. 1.6.3, 16.3.1 Правил № 524.

Управление Росреестра по Санкт-Петербургу в письме № исх/0418-0736/25 от 13.08.2025г. сообщило, что на основании полученных сведений собственнику Земельного участка объявлено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований по использованию и охране земель, входящих в компетенцию Управления при осуществлении государственного земельного надзора, и предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований (в части использования Земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием). (Приложение № 23)

2. В соответствии с Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утв. Приказом Минстроя России от 17 августа 1992 года № 197, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки (п.4 Правил).

На основании п.5 Правил в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в т.ч. загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, возводить временные строения, засыпать люки камер тепловых сетей; сбрасывать в камеры мусор, отходы, снег и т.д.;

При этом сам по себе тот факт, что установленные торговые павильоны являются временными объектами и исключают проведение каких-либо земляных работ (по забивке свай, по созданию заглубленного фундамента), также не свидетельствует о законности действий собственника по их установке, поскольку в соответствии с Типовыми правилами № 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается возведение временных строений.

Таким образом, поскольку из 1576 кв.м. площади Земельного участка 1045 кв.м. составляет охранная зона тепловых сетей, торговые павильоны,расположенные на все протяжении теплотрассы от одной тепловой камеры до другой, и именно в том месте, где в 2024 году ГУП ТЭК Санкт-Петербурга осуществлялось вскрытие дорожного полотна и работы по замене участка магистрали, то с учетом п. 5 Типовых правил № 197 на указанном земельном участке не допускается возведение каких-либо построек, складирование материалов, устройства свалок, посадки деревьев, кустарников и т.п.

На основании обращения Общественной организации АО «ТЭК Санкт-Петербурга» было проведение обследование Земельного участка, по результатам которого установлено, что в пределах охранных зон тепловых сетей размещены НТО, обращений за согласованием размещения объектов в границах указанной территории в АО «ТЭК СПб» не поступало, в адрес ООО «Единство» направлено письмо о нарушении охранной зоны тепловых сетей и предписание о незамедлительном освобождении охранной зоны» (ответ КЭиИО СПб исх. № 01-20-15888/25-0-4 от 27.08.2025г.) (Приложение № 24).

Действия собственника по установке торговых павильонов в охранной зоне тепловых сетей нарушают права неопределенного круга лиц на безопасное функционирование тепловых сетей, расположенных в непосредственной близости от здания многоквартирного дома, и защите недвижимого имущества от причинения вреда вследствие несвоевременного устранения аварий на тепловых сетях.

Более того, необходимо отметить, что торговые павильоны установлены не только на магистралях теплосети, но и непосредственно на канализационных и высоковольтных сетях, что также недопустимо, поскольку препятствует своевременному устранению аварий на сетях в случае их наступления (Приложение № 16).

Собственники и владельцы жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме со встроенно-пристроенными помещениями, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, к. 2, заинтересованы в соблюдении законодательства, обеспечивающего создание условий для содержания трубопроводов в исправном состоянии, безопасной их эксплуатации и оперативного своевременного устранения возможных аварий, следствием которых может явиться как затопление помещений, так и прекращение подачи коммунальных ресурсов, что недопустимо.

Комитет по энергетике и инженерному обеспечению в письме исх. № 01-20-15888/25-0-2 от 22.08.2025г. подтвердил изложенные обстоятельства, указав, что согласно заключению ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в рамках обследования установлено, что один из торговых павильонов размещен с нарушением нормативного расстояния до канализационной сети централизованной системы водоотведения диаметров 250мм, принадлежащей ГУП «Волоканал Санкт-Петербурга» на праве хозяйственного ведения. По факту выявленного нарушения предприятием выполняется подготовка документов для дальнейшей организации работы в целях устранения нарушений (Приложение № 25).

Также КЭиИО СПб в ответе исх. № 01-20-15888/25-0-2 от 22.08.2025г. указал, что электроснабжение павильонов осуществляется через сети потребителя ООО «Реклама-Центр», который в свою очередь запитан на основании акта о технологическом присоединении от 31.03.2023г. и действующего договора энергоснабжения; расчетный прибор учета ООО «Реклама Центр» находится на границе балансовой принадлежности.

Вместе с тем, в силу положений п. 1 ст. 539, ст. 545 ГК РФ предусмотрено императивное требование о получении предварительного согласия гарантирующего поставщика на подключение субабонента к электрическим сетям. В отсутствие указанного согласия такое подключение будет считаться самовольным.  

Учитывая, что в ответе КЭиО СПб отсутствует информация о согласии гарантирующего поставщика на опосредованное подключение торговых павильонов к электрическим сетям через сети потребителя ООО «Реклама-Центр», то Общественная организация полагает, что данное подключение выполнено самовольно, с нарушением норм действующего законодательства и тем самым содействует собственнику в использовании Земельного участка в нарушение его целевого назначения и установленных в отношении него обременений(Приложения 28,30).

3. Одновременно следует учитывать, что в соответствии со ст. 11 Закона № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям – пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.

В соответствии с п. 15.7 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2016г. № 1034/пр, требования по обеспечению нераспространения пожара на объектах защиты (здания и сооружения) следует принимать по СП 4.13130 и СП 156.13130.

Согласно п. 4.15 «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденным Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных сооружений (построек) следует принимать в зависимости от их степени огнестойкости и класса функциональной пожарной опасности по таблице 1. Расстояния до указанных сооружений (построек) с неопределенными пожарно-техническими характеристиками принимаются как до зданий V степени огнестойкости. Расстояния до временных строений (мобильные сборно/разборные сооружения, ангары и постройки для осуществления строительства, реконструкции или ремонта и т.п.) должны составлять не менее 15 м.

Также этим же пунктов СП 4.13130.2013 установлено, что при размещении некапитальных, временных сооружений (построек) и площадок должно соблюдаться в том числе условие обеспечения требуемых проездов и подъездов для пожарной техники к объектам защиты, ширина которого в соответствии с п. 8.1.4 СП 4.13130.2013 должна составлять не менее 8-10 метров.

При этом п. 8.1.2 СП 4.13130.2013 предусмотрено, что на территории, расположенной между подъездом для пожарных автомобилей и зданием или сооружением, не допускается размещать ограждения (за исключением ограждений для палисадников), воздушные линии электропередачи, осуществлять рядовую посадку деревьев и устанавливать иные конструкции и изделия, способные создать препятствия для работы пожарных автолестниц и автоподъемников.

При таком положении, законодательство о пожарной безопасности исключает возможность размещения временных объектов и объектов внешнего благоустройства на 8-10 метров от здания многоквартирного дома со встроенно-пристроенными помещениями, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, к. 2, лит. А, в связи с чем земельный участок 83 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге (северо-западнее дома 15 к. 2 лит. А), средняя ширина которого составляет 4,5-8 м. и который вплотную примыкает к указанному многоквартирному дому, не может быть использован для осуществления торговой деятельности путем размещения торгового оборудования, а также для размещения иных форм внешнего благоустройства, ограничивающих возможность подхода и подъезда к зданию многоквартирного дома, поскольку иное противоречит требованиям действующего законодательства в области пожарной безопасности.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в решении по делу № А56-6383/2015 от 28.08.2015 г. указал, что «установка ограждений (декоративного и временного), установка торгового павильона на земельном участке, который фактически является тротуаром и отделяет проезжую часть от входов в торговый комплекс «Купеческий двор», создает угрозу повреждения здания комплекса, угрозу безопасности людей в случае возникновения пожара»(Приложение № 15).

Управление по Приморскому району ГУ МЧС России по СПб в письме исх. № ИГ-130-40-508 от 02.09.2025г. указало, что было проведено контрольное (надзорное) мероприятие в виде внепланового инспекционного визита в отношении правообладателя НТО, расположенного на земельном участке, в ходе которого информация о нарушениях требований пожарной безопасности подтвердилась, правообладателю НТО вручен акт и предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а также составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ(Приложение № 26).

При этом следует особо обратить внимание, что Торговый комплекс «Купеческий двор», расположенный на смежном земельном участке, является потенциальным объектом для террористических посягательств вследствие массового скопления людей в нем. Эвакуация людей в случае пожара и других чрезвычайных ситуаций за пределы ТК «Купеческий двор» должна осуществляться через все выходы на прилегающие городские магистрали, в связи с чем территория вокруг комплекса, а именно Земельный участок, должна быть свободна не только для ежедневного прохода людей по нему, но и особенно в случае возникновения чрезвычайной ситуации, требующей эвакуации людей из торгового комплекса.

Вместе с тем, установка на Земельном участке торговых павильонов шириной 4 метра при средней ширине участка 4,5м.-8м. привела к значительному сужению зоны прохода, а именно:

– 2,5 метра – ширина прохода между установленными павильона и стеной торгового комплекса;

– 2,9м., 8м. и 2,5м. – ширина проходов между торговыми павильонами.

Указанное несет в себе реальную угрозу жизни и здоровью людей, имущественным интересам собственников помещений в торговом комплекса и многоквартирном доме в случае возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку может привести к невозможности полноценной эвакуации людей (Приложение № 27).

4. Из пункта 11.16. СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» следует, что на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также на пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размеры сторон треугольника для условий «транспорт-транспорт» и для условий «пешеход-транспорт» должны быть определены по расчету согласно СП 396.1325800.

В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.

Фактически установленные на Земельном участке торговые павильоны расположены в пределах треугольника видимости пересечения Коломяжского пр. и пр. Испытателей, что недопустимо в силу приведенных положений закона.

5. Пунктом 8.7 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 ноября 2004 года № 1885 «О размещении и оборудовании павильонов ожидания городского пассажирского транспорта» установлен запрет размещения на тротуарах в непосредственной близости от остановочных пунктов городского пассажирского транспорта объектов мелкорозничной торговли, за исключением объектов распространения печатной продукции и торговли билетной продукцией на проезд в городском пассажирском транспорте.

Однако в нарушение нормативного запрета на установку торговых павильонов вблизи остановок общественного транспорта собственником Земельного участка в непосредственной близости от остановочного пункта (2,75м.) размещены торговые павильоны, в которых осуществляется продажа плодово-овощной продукции и табачных изделий.

При этом, как указывалось, пункты ожидания общественного транспорта, расположенные вдоль пр. Испытателей около дома 15 к. 2 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге, характеризуются очень высокой плотностью пассажиропотока.

Однако несмотря на вышеприведенные законодательные запреты размещения на Земельном участке нестационарных объектов, включая торговые, выданные предписания и предостережения, собственником участка самовольно осуществлена установка 5 торговых павильонов, которые до настоящего времени не демонтированы. Указанное привело к нарушению прав неустановленного круга лиц, включая собственников помещений в доме 15 к. 2 лит. А по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге, на безопасную эксплуатацию объектов недвижимости и своевременное устранение возможных аварийных ситуаций, следствием которых может явиться повреждение принадлежащего им имущества, на защиту жизни и здоровья имущества от пожара, а также права на свободный проход по территории Земельного участка.

В подтверждение изложенного необходимо указать, что ранее собственником Земельного участка предпринимались неоднократные попытки установить торговые павильоны на Земельном участке, которые успешно пресекались именно на основании вышеизложенных обременений путем обращения в судебные и надзорные органы.

Так, вступившим в законную силу решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга по гражданскому делу № 2-2424/2013 от 02.07.2013г., вынесенного по иску прокурора Приморского района СПб, подтверждена возможность использования Земельного участка только в соответствии с его целевым назначением, и невозможность его использования для осуществления торговой деятельности, в том числе посредством установки каких – либо объектов торговли (Приложения №№ 10,11).

Также на невозможность использования Земельного участка в целях установки на нем нестационарных торговых объектов по причине наложенных ограничений в его использовании указал заместитель прокурора Санкт-Петербурга Харченков Д.Н в ответе № 73458-2013 от 13.02.2015г., из которого также следует, что прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга 09.02.2015г. было вынесено в адрес собственника участка представление об устранении допущенных нарушений, а именно обеспечении использования Земельного участка по целевому назначению с учетом имеющих обременений(Приложение № 12).

Прокурор Санкт-Петербурга Литвиненко С.И. в ответе № 7-3458-2013 от 05.06.2015г. указал, что в целях недопущения размещения нестационарных торговых объектов на земельном участке заместителем прокурора Приморского района Санкт-Петербурга Дмитриенко В.В. 02.06.2015г. собственнику объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона (Приложение № 13).

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в решении по делу № А56-76290/2014 от 18.06.2015г. и решении по делу № А56-6383/2015 от 28.08.2015г. подтвердил, что «с учетом особенностей земельного участка, установленных публичных сервитутов (права свободного прохода, охранной зоны тепловых сетей), требований норм пожарной безопасности, представленного истцом в материалы дела технического заключения, выполненного ООО «АЛАРМ», на земельном участке, расположенном по адресу: Коломяжский пр., земельный участок № 83 (северо-западнее дома 15 к. 2 лит. А), кадастровый номер 78:34:4104А:38, не допускается установка любых ограждений, препятствующих свободному проходу по участку и доступу к нему, установка любых временных сооружений (торговые палатки, киоски, павильоны), поскольку по всему земельному участку должен быть обеспечен свободный проход, в том числе ко всем помещениям торгового комплекса»(Приложения № 14,15).

Таким образом, вследствие установки торговых павильонов на земельном участке 83 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге (северо-западнее дома 15 к. 2 лит. А) создаются препятствия пешеходам для перехода проезжей части, помехи пассажиропотокам, направляющимся к остановкам общественного транспорта, нарушается право свободного прохода. Более того, наличие на Земельном участке торговых павильонов отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в торговом комплексе «Купеческий двор», создает негативные предпосылки проведения террористических актов и ликвидации их последствий, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств могут оказаться в торговом комплексе.

Учитывая, что полностью свободный для прохода Земельный участок служит одной из мер антитеррористической защищенности торгового комплекса «Купеческий двор» и многоквартирного дома, а наличие торговых павильонов нарушает требование законодательства о праве людей на безопасное пребывание в общественных местах, отсутствие свободного пути эвакуации и невозможность своевременного устранения аварий на тепловых и канализационных сетях может повлечь причинение вреда здоровью людей разной степени тяжести, то с целью полной реализации требований действующего законодательства,

ПРОШУ:

1. Провести проверку вышеизложенных обстоятельств и оказать содействие в принятии незамедлительных мер, обеспечивающих освобождение земельного участка № 83 по Коломяжскому пр. Санкт-Петербурге (северо-западнее дома 15 к. 2 лит. А), кадастровый номер 78:34:0410401:38, от установленных на нем нестационарных торговых объектов, исключающих возможность дальнейшего нарушения законодательства, и не допускающих размещение торгового оборудования на указанном земельном участке.
2. О результатах рассмотрения прошу сообщить на адрес электронной почты info@obkontrol.ru. При ответе просьба ссылаться на исходящий номер.

Приложение на 4 дисках :

1. Копия обращения МОО «Общественный контроль» исх. № 12/19-ОК-6-169 от 06.12.2019г.
2. Копия обращения МОО «Общественный контроль» исх. № 05/18-ОК-6-27 от 07.05.2018г. с приложениями
3. Копия ответа ФСБ СПб исх. № С-2149 от 21.05.2018г.
4. Копия ответа прокуратуры СПб исх. № 7р-2018 от 04.06.2018г.
5. Копия ответа СГСН СПб исх. № 01-13-4326/18-0-1 от 28.06.2018г.
6. Копия ответа ГУ МЧС СПб исх. № 1325-2-1-49-8-1726 от 06.07.2018г.
7. Копия ответа прокуратуры Приморского района СПб исх. № 1953ж18от 21.06.2018г.
8. Копия обращения МОО «Общественный контроль» к Губернатору СПБ исх. № 09/19-6-138 от 02.09.2019г. с приложениями
9. Выписка из ЕГРН на земельный участок
10. Выписка с официального сайта Кировского районного суда Санкт-Петербурга
11. Копия решения Кировского районного суда Санкт-Петербурга по делу № 2-2424/2013
12. Копия ответа заместителя прокурора Санкт-Петербурга Харченкова Д.Н. № 73458-2013 от 13.02.2015г.
13. Копия ответа Прокурора Санкт-Петербурга Литвиненко С.И. № 7-3458-2013 от 05.06.2015г.
14. Копия решения АС по СПб и ЛО по делу № А56-76290/2014 от 18.06.2015г.
15. Копия решения АС по СПб и ЛО по делу № А56-6383/2015 от 28.08.2015г.
16. Съемка инженерных сетей с посадкой павильона
17. Фотографии
18. Копия ответа КГА исх. № ОБ-31075/25-0-1 от 22.08.2025г.
19. Копия ответа ГАТИ СПб исх. № 01-05-21221/25-0-1 от 21.08.2025г.
20. Копия ответа ГАТИ СПб исх. № 01-05-20299/25-0-1 от 28.08.2025г
21. Копия ответа Администрации Приморского района СПб исх. № вх-01-20-4037/25-0-1 от 29.07.2025г.
22. Копия ответа Администрации Приморского района СПб исх. № вх-01-16-811/25-0-1 от 07.08.2025г.
23. Копия ответа Управления Росреестра по СПб № исх/0418-0736/25 от 13.08.2025г.
24. Копия ответа КЭиИО СПб исх. № 01-20-15888/25-0-4 от 27.08.2025г.
25. Копия ответа КЭиИО СПБ исх. № 01-20-15888/25-0-2 от 22.08.2025г.
26. Копия ответа Управления по Приморскому району ГУ МЧС России по СПб в письме исх. № ИГ-130-40-508 от 02.09.2025г.
27. Копия обращения МОО «Общественный контроль» исх. № 08\25-ОК-6-41 от 28.08.2025г.
28. Копия обращения МОО «Общественный контроль» исх. № 08/25-ОК-6-40 от 27.08.2025г.
29. Копия обращения МОО «Общественный контроль» исх. № 08/25-ОК-6-34 от 22.08.2025г.
30. Копия обращения МОО «Общественный контроль» исх. 3 -8/25-ОК-6-39 от 27.08.2025г.
31. Скрины переписки жильцов дома.
32. Диск с обращениями за период 2008-2023гг.– на 3-х дисках

Президент

МОО «Общественный Контроль»

   

       

   

         

      Н.В.Орлова

Комметарии

14 комментариев на «“Президенту Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу 103132, г. Москва, Ильинка, д. 23 Копия: Губернатору Санкт-Петербург Беглову А.Д. Санкт-Петербург, Смольный.”»

  1. Этот дом всегда был проблемный, не повезло тем, кто в нем квартиры купил. Уерена, жалеют.

Добавить комментарий для Нечаева Ольга Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *