МОО «Общественный контроль»
Обращение к Первому заместителю Руководителя Администрации Президента Кириенко С.В.по вопросу не допущения застройки Охтинского мыса в Санкт-Петербурге.

Обращение к Первому заместителю Руководителя Администрации Президента Кириенко С.В.по вопросу не допущения застройки Охтинского мыса в Санкт-Петербурге.

Уважаемый Сергей Владиленович!

Президент России Путин Владимир Владимирович ранее неоднократно указывал Правительству Российской Федерации, руководителям регионов на необходимость провести паспортизацию памятников культуры в стране, говорил о том, что «одна из важнейших задач государства – это сбережение уникального наследия нашей страны». Также Президент России Путин В.В. обращал особое внимание правительства и министерства культуры, регионов на ранее данное поручение обеспечить строгий учет, паспортизацию и охрану памятников истории и культуры, упоминал о важности урегулирования проблемы, которые возникли в результате передачи большей части полномочий в сфере сохранения объектов наследия в регионы Российской Федерации, а также в сфере регулирования вопросов по организации надзора за объектами культурного наследия.

Свою заинтересованность и активное участие в вопросе сохранности культурных памятников Президент России Путин Владимир Владимирович продемонстрировал 28 января 2021 года, когда утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, прошедшего 10 декабря 2020 года. В пункте 7 Министерству культуры РФ им было дано поручение вместе с Правительством СанктПетербурга и ПАО «Газпром» рассмотреть вопрос о создании историко-археологического музея-заповедника на Охтинском мысе (где в допетровские времена была расположена крепость Ниеншанц) и в срок до 1 мая 2021 года представить главе государства соответствующие предложения.

Жители города Санкт-Петербурга очень благодарны Президенту за такое решение, поскольку ранее неясная позиция губернатора Санкт-Петербурга БегловаА.Д. по поводу данного археологического объекта сразу определилась, он прокомментировал решение главы государства, сказав, что оно устранило противоречия, которые копились с 1950-х годов XX века и что  Петербургу необходим свой музей археологии, разговоры о создании которого идут уже 50 лет. Однако данное решение о сохранении археологического объекта будет являться неполным без распространения режима охраны историко-археологических памятников на территорию не только самого Охтинского мыса, но распространив его на противоположный берег реки Охты, где находилась часть бывшего шведского города Ниен.

Межрегиональная общественная организация «Общественный контроль» (далее – Организация, МОО «Общественный контроль») с июня 2020 года получает многочисленные обращения граждан города Санкт-Петербурга по поводу их несогласия с изданным Комитетом по градостроительству архитектуре Санкт-Петербурга 26 мая 2020 года Распоряжением №1-11-180 «О подготовке проекта межевания и изменений в проект планировки территории, ограниченной наб. реки Невы, продолжением Цимлянской ул., Большеохтинским пр., пр. Шаумяна и ул. Помяловского с примыкающей территорией Якорной ул. и участка, ограниченного проспектом Энергетиков, железной дорогой, Якорной ул., границей функциональной зоны «П1»/»ДР», в Красногвардейском районе СПб, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 №367, в части территории, ограниченной Свердловской наб., границей территориальной зоны ТРЗ-2, Большеохтинским пр., проектируемой магистралью, в Красногвардейском районе»  (далее – Распоряжение),  в котором указано, что на территории, ограниченной Свердловской набережной, границей территориальной зоны ТРЗ-2, Большеохтинским пр., проектируемой магистралью, в Красногвардейском районе, с кадастровыми номерами 78:11:0006068:6904, 78:11:0006068:29 и 78:11:0006068:6903  (далее – Участок), планируется строительство жилого комплекса.

Согласно средствам массовой информации, в частности издания «Фонтанка.Ру» (публикация от 30.06.2020 «На работу через два моста. Жилье для судей ВС построят напротив Охтинского мыса»), на земельных участках перед гостиницей «Охтинская» планируется строительство жилья для судей Верховного суда Российской Федерации, так называемого «Судебного квартала». При этом изначально, согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 №367 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной наб.р. Невы, продолжением Цимлянской ул., Большеохтинским пр., пр. Шаумяна и ул. Помяловского с примыкающей территорией Якорной ул. и участка, ограниченного проспектом Энергетиков, железной дорогой, Якорной ул., границей функциональной зоны «П1»/«ДР», в Красногвардейском районе», на данном участке планировалось размещение «Многофункционального театрально-концертного зала и музея современного искусства».

В августе месяце 2020 года Комитет имущественных отношений подтвердил, что на участке, ограниченном гостиницей, Свердловской набережной и Большеохтинским проспектом, будет возведён жилой комплекс и общежитие квартирного типа для судей Верховного суда. С того момента, как стало известно о возможном появлении здесь «судебного квартала», жители муниципального образования «Большая Охта», Красногвардейского и иных районов города выступают против застройки пространства перед гостиницей «Охтинская» жилыми домами.

Важный аспект данной проблемы состоит в том, что Участок расположен на территории объекта археологического наследия «Центральная часть города Ниена(Охта 2)», находящегося здесь в допетровские времена. Согласно статье 5.1 Федерального Закона Российской Федерации от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» действует особый режим использования к земельным участкам, которые находятся в границах объекта археологического наследия. В частности, настоящим федеральным законом предусматривается возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ. Согласно Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» Участок относится к зоне ОЗРЗ-2(11), где действуют особые режимы использования территории. В частности, строительство, реконструкция зданий, строений, сооружений могут осуществляться при условии обеспечения сохранности примыкающих объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, исторических зданий. В связи с запланированным строительством возникают опасения насчет сохранения объекта археологического наследия «Центральная часть города Ниена(Охта 2)». Ведь если крепость Ниеншанц и её остатки были исследованы в ходе подготовки к строительству так и не состоявшегося Охта-центра, то на спорном Участке археологические раскопки ещё не проводились, и это упущение можно было бы исправить.

Недовольство жителей планами городских властей по застройке Участка вылилось в общественную инициативу по созданию в данном месте парка, который повысит как коэффициент озеленения в районе (который в Красногвардейском районе является одним из самых низких в сравнении с остальными районами и составляет только 8,29 кв.м. на человека при установленном нормативе 12 кв.м., то есть примерно 60% от нормы – а в Муниципальном образовании «Большая Охта», где находится данный земельный Участок, вообще нет ни одного парка (письмо Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга №ОБ-1534-1683/20-1-2 от 14.10.2020г.)), так и сохранит уникальный ансамбль Свердловской набережной Невы, сложившийся в 1960 – 1970 гг. и  естественный рельеф, являющийся важным элементом архитектурно-пространственной композиции, с трехметровым перепадом уровней, прогулочной эспланадой и зелёными склонами. Граждане также активно подавали заявки на изменение зонирования Участка в Правилах землепользования и застройки, требуя установить здесь зону Р2, где могут находиться рекреационные зоны, а жилищное строительство невозможно.

Капитальное строительство на указанных земельных участках не только приведёт к снижению коэффициента озеленения, к нарушению видовых характеристик пространства, росту транспортной нагрузки на дорожную сеть, повышенной нагрузке на окружающую среду и на существующую социальную инфраструктуру, но появление жилого комплекса на небольшом участке между транспортных магистралей также повлечет за собой снижение качества жизни людей в МО «Большая Охта» – и жителей Красногвардейского района в целом.

К тому же именно в этом месте находится ЗАГС Красногвардейского района, в котором происходят торжественные регистрации актов гражданского состояния – свадеб, рождения детей; создание красивого общедоступного зеленого пространства на Участке позволит молодежи запечатлеть важные для них события на красивых фотографиях, сделанных на набережной и в парке, а не у высоких заборов так называемого «судебного квартала».

Следует отметить, что ансамбль Свердловской набережной, сформированный архитектором Васильевым А.В., пропорции ширины и длины жилых домов были сформированы так, чтобы не влиять на располагающийся на противоположном берегу ансамбль Смольного собора. С юга жилой комплекс Свердловской набережной завершается зданием гостиницы “Охтинская” (Большеохтинский пр. 4); перед ним, на одной оси со Смольным собором, согласно проекту, предполагалось создание парадной площади со спуском к Неве шириной в 100 метров. Спуск здесь был построен, а площадь так и не появилась. Однозначно, что в этом месте более чем уместно открытое пространство для празднования значимых событий и пристань для водного транспорта, а не очередная жилая застройка, которая приведет к нарушению видовых характеристик данного пространства.

Все вышесказанное подтверждается и опросом, проведенным с 5 по 13 ноября 2020 года среди жителей МО «Большая Охта». Согласно протокола опроса от 18.11.2020г., утвержденному Решением №62 МС МО Большая Охта от 19.11.2020г., 99,33% опрошенных жителей высказались «против» строительства на Участке жилого комплекса, но «за» создания сквера или парка.

Таким образом, инициатива горожан о создании на данном Участке парка является своевременной и необходимой,  направленной на обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (ст. 2, ФЗ 190 о Градостроительный кодекс Российской федерации (в редакции от 24.04.2020). Парковая зона на территории Участка позволит произвести благоустройство данной территории и прилегающей к ней набережной и организацию общественного пространства на открытом воздухе, что особенно важно для здоровья горожан. Строительство же жилых домов на Участке только усугубит и так уже существующий дисбаланс между жильем и инфраструктурой. При этом произойдет исключение данной территории из списка археологических изысканий, что может привести к уничтожению имеющихся археологических памятников и является недопустимым по отношению как к историческому прошлому, так и к последующим поколениям, которые должны быть знакомы с историей города, имеющего богатое и славное прошлое.

Однако, несмотря на многочисленные поданные горожанами предложения по изменению зонирования Участка,  05 января 2021 года Комиссия по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга (КЗЗ) проголосовала “против” всех поправок к проекту изменений Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), предложенных горожанами и муниципальными властями в ходе общественного обсуждения, включая поправки об установлении зоны Р2 Участка в Правилах землепользования и застройки; только земельные участки, предназначенные под «очень нужные» и, возможно, пролоббированные проекты, получили желаемое функциональное назначение.  

При таких обстоятельствах МОО «Общественный контроль» в целях исключения возможности повреждения или уничтожения предметов охраны объектов культурного наследия, ведения в границах их территорий хозяйственной деятельности, противоречащей требованиям обеспечения сохранности таких объектов, обращается к Вам с просьбой поддержать предложение граждан и МОО «Общественный контроль» о размещении на земельных участках с кадастровыми номерами №№ 78:11:0006068:6903, 78:11:0006068:29 и 78:11:0006068:6904 в части территории, ограниченной Свердловской наб., границей территориальной зоны ТРЗ-2, Большеохтинским пр., проектируемой магистралью (Красногвардейский район) общедоступного современного парка для досуга и отдыха жителей и гостей Санкт-Петербурга, который станет местом притяжения не только для горожан, но и для многочисленных туристов.

Также просим Вас в целях  реализации  прав  граждан на  благоприятную  среду  обитания  и недопущения уплотнительной застройки, в целях сохранения культурно-исторического наследия Российской Федерации и города Санкт-Петербурга и гармоничного его развития, инициировать введение запрета капитального строительства на территории, ограниченной Свердловской наб., границей территориальной зоны ТРЗ-2, Большеохтинским пр., проектируемой магистралью в Красногвардейском районе парка и внесение изменений в программы и планы социально-экономического развития Санкт-Петербурга, касающиеся планировки данной территории.

Приложения на 11 листах:

1. Распоряжение №1-11-180 от 26 мая 2020 года Комитета по градостроительству архитектуре Санкт-Петербурга;
2. Публикация от 30.06.2020 «На работу через два моста. Жилье для судей ВС построят напротив Охтинского мыса»;
3. Протокол о результатах проведения опроса граждан от 18.11.2020г.;
4. Решение №62 МС МО Большая Охта от 19.11.2020г.;
5. Ответ Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга №ОБ-1534-1683/20-1-2 от 14.10.2020г.

С уважением,

Президент МОО

«Общественный Контроль» ​​​​​​​Сергеев В.Г.

Комметарии

28 комментариев на «“Обращение к Первому заместителю Руководителя Администрации Президента Кириенко С.В.по вопросу не допущения застройки Охтинского мыса в Санкт-Петербурге.”»

  1. Позиция Министерства Культуры удивляет! В 2017 году оно отклонило историко-культурную экспертизу Петербургского городского отделения ВООПИиК, если бы приняли её – застройка участка была бы невозможна.

  2. С экспертизой много непонятного. Указано, что Ситдиков проводил археологические исследования на Охтинском мысу в июне 2018 года на площади 40 кв. метров. Почему такую экспертизу можно считать достаточной?

  3. Путин анонсировал, что приедет вскоре в Санкт-Петербург, есть надежда, что обсудят Охтинский мыс и его проблемы

  4. А хватит тут на Охте места для полноценного туристического объекта, ведь это не только сам парк- музей-заповедник, но и парковка, кафе, гостиницы, развлекашки разного рода.

  5. С самого начала все нестандартно, видимо так как владелец территории – Газпром. По закону подобные исторические сооружения попадают под охрану с момента их выявления!

  6. Отдельные архитекторы, проводящие экспертизы не сходятся во мнениях о том какую часть Охтинского мыса нужно защищать А Министерство культуры вообще уклоняется от решения проблемы.

  7. Вот поэтому Беглов в интервью и заявил, что приобретение земельного участка в собственность города «не представляется возможным». Это же какая сумма!

  8. Собственник участка Газпромнефть, выкупить городу такой участок обойдется очень дорого, Только его кадастровая стоимость составляет 500 млн рублей, а рыночная стоимость обычно в 3,5 раза выше кадастровой. Плюс работы по организации парка. Об этом активисты не думают, а зря…

  9. Парк, если по уму и финансов не пожалеть – это уникальное будет место! Городу такие локации прямо необходимы. Пандемия закончится и туристы просто повалят. Да и местным будет где погулять на выходных.

  10. А проекты рабочие уже с обеих сторон есть? Можно посмотреть где-то, есть ссылочки?

  11. Думанский Валерий, Газпрому, прямо скажем не позавидуешь! Даже интересно, почему их именно этот участок привлекает, столько с ним проблем.

  12. Присоединяюсь к сторонникам проекта центра истории! Очень интересно! Надеюсь получится у градозащитников и в этот раз отстоять данную локацию.

  13. Столько уже бизнес центров в нашем городе, одним больше, одним меньше. Пусть и Газпромовским. Но, именно это место с исторической точки зрения – поистине уникальное, единственное в своем роде. Почему вообще обсуждается возможность строительства очередного бизнес-монстра на этой территории, мне не понять.

  14. история повторяется, Газпром вновь столкнулся с репутационными рисками при создании объекта на Охтинском мысе

  15. Присоединяюсь к градозащитникам! Отличная идея с историческим парком!

  16. Все верно, Общественный Контроль! Это проблема уже должна быть официально на федеральном уровне. Есть поручение президента до 1 мая разработать концепцию археологического парка. Все ценности должны оставаться там как минимум до этого срока. Суд принял решение, видимо, основываясь на этом факте. А дальше – как дело пойдет никто не знает.

  17. Есть изменения в пользу градозащитников. По застройке мыса суд вынес определение:” Это пока не решение, а всего лишь определение суда. Его вынесли до решения суда.” Застраивать пока не будут.

  18. Президент высказал свое мнение, сказал, найдет время пообщаться со Смольным и представителями Газпрома. Кириенко должен быть в курсе дел.

  19. Очень спорный вопрос с этой территорией. Не понятно, как Газпром договаривался строиться на этой земле…

  20. Не понял, что хотят построить? Судейский квартал и очредной офис Газпрома?

  21. в очередной раз поражюсь, чиновников тьма, а помочь в проблеме никто не может.

  22. Помнится ПАО «Газпром нефть» обратилось в Верховный суд с иском к Министерству культуры РФ дл уточнения границ участка для проведения раскопок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *