ЖАЛОБА
В связи с критически опасным нарушением Правил пожарной безопасности
на территории, необходимой и предназначенной для эксплуатации
многоквартирного дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями по
адресу: Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, к. 2, лит. А, МОО
«Общественный контроль» 09.10.2025г. обратилась с заявлением в Управление по
Приморскому району ГУ МЧС России по СПб, в котором, ссылаясь на незаконную
самовольную установку на земельном участке 83 по Коломяжскому пр. в Санкт-
Петербурге (северо-западнее дома 15 к. 2 лит. А), кадастровый номер
78:34:0410401:38 (далее по тексту – Земельный участок), собственником которого
является ООО «Единство», пяти торговых павильонов, просила провести проверку
правомерности действия по установке нестационарных торговых объектов,
установить и привлечь виновных лиц к предусмотренной законом ответственности,
принять незамедлительные меры, обеспечивающие освобождение Земельного
участка от размещенного на нем торгового оборудования.
30.10.2025г. в адрес Общественной организации был направлен ответ № ИГ-
130-40-637, данный за подписью Заместителя начальника управления – начальника
13 ПСО ФИС ГПС Управления по Приморскому району ГУ МЧС России по Санкт-
Петербургу Отставнова В.В., в котором последний указал, что «в связи с наличием
в обращении информации о возможных нарушениях требований пожарной
безопасности … в прокуратуру г. Санкт-Петербурга было направлено заявление о
согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в
отношении земельного участка с кадастровым номером 78:34:0410401:38, на
котором расположены нестационарные торговые объекты. Прокуратурой Санкт-
Петербурга было принято решение об отказе в согласовании проведения
проверки».
Межрегиональная общественная организация «Общественный контроль» 197348, Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, корп. 2, лит. А, пом. ЛК-21 www.ob-kontrol.ru http://oodozor.ru/ info@oodozor.ru
info@ob-kontrol.ru2
31.10.2025г. МОО «Общественный контроль» обратилась в прокуратуру
Санкт-Петербурга с заявлением исх. № 10/25-ОК-6-53, в котором просила отменить
решение об отказе в согласовании проведения внепланового контрольного
(надзорного) мероприятия в отношении объекта защиты – Земельного участка,
согласовать проведение органами МЧС России внеплановой проверки в отношении
Земельного участка или принять исчерпывающие меры прокурорского
реагирования, направленные на проведение проверки в отношении собственника
Земельного участка ООО «Единство».
05.11.2025г. в адрес МОО «Общественный контроль» был направлен ответ
исх. № 77-1299-2012/Он7549-25, данный за подписью Начальника отдела
управления по надзору за исполнением федерального законодательства
прокуратуры Санкт-Петербурга И.А. Данилина, анализ содержания которого
свидетельствует о формальном подходе Заместителя начальника управления –
начальника 13 ПСО ФИС ГПС Управления по Приморскому району ГУ МЧС
России по Санкт-Петербургу Отставнова В.В. в рассмотрению заявления
Общественной организации исх. № 08/25-ОК-6-37 от 26.08.2025г. (вх. № ГИ-130-
4467 от 09.10.2025г.) о проведении проверки нарушений, об отсутствии их
заинтересованности в обеспечении точного и неукоснительного соблюдения
гражданами и юридическим лицами правил пожарной безопасности.
В ответе исх. № № 77-1299-2012/Он7549-25 от 05.11.2025г. Данилин И.А.
указал, что
– 23.10.2025г. в прокуратуру города поступило заявление ГУ МЧС о
проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении ООО «Индиго»
(арендатор);
– вопреки требованиям ст. 19 Закона № 248-ФЗ, Правил формирования и
ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утверждённых
постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 604 от 16.04.2021г., в ФГИС
«Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» недостоверно указано
место проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
– предмет проверки отражен шире доводов, указанных в обращении;
– для проведения контрольного (надзорного) мероприятия контрольных
(надзорных) действий, отраженных в ФГИС «Единый реестр контрольных
(надзорных) мероприятий» будет недостаточно;
В связи с указанным, прокуратурой города 23.10.2025г. принято решение об
отказе в согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия на
основании пп. 2 ч. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ, в связи с отсутствием оснований для
проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Повторно с заявлением о проведении внепланового контрольного
(надзорного) мероприятия ГУ МЧС не обращалось.
Полагаем, что имеются основания для проведения внепланового
контрольного (надзорного) мероприятия ввиду следующего.
Законодательство о пожарной безопасности (ст. 11 Закона № 384-ФЗ от 30
декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»,
п.п.4.15, 8.1.2 «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты.
Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-
планировочным и конструктивным решениям», утвержденным Приказом МЧС
России от 24.04.2013 № 288) исключает возможность размещения временных
объектов и объектов внешнего благоустройства на расстоянии 8-10 метров от
Межрегиональная общественная организация «Общественный контроль» 197348, Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, корп. 2, лит. А, пом. ЛК-21 www.ob-kontrol.ru http://oodozor.ru/ info@oodozor.ru
info@ob-kontrol.ru3
здания многоквартирного дома со встроенно-пристроенными помещениями,
расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, к. 2, лит. А, в
связи с чем земельный участок 83 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге
(северо-западнее дома 15 к. 2 лит. А), средняя ширина которого составляет 4,5-8 м.
и который вплотную примыкает к указанному многоквартирному дому, не может
быть использован для осуществления торговой деятельности путем размещения
торгового оборудования, а также для размещения иных форм внешнего
благоустройства, ограничивающих возможность подхода и подъезда к зданию
многоквартирного дома, поскольку иное противоречит требованиям действующего
законодательства в области пожарной безопасности.
Указанное обстоятельство подтверждено Управлением по Приморскому
району ГУ МЧС России по СПб в письме исх. № ИГ-130-40-508 от 02.09.2025г.,
данным за подписью Начальника управления Р.Н. Бабаева, который указал, что
было проведено контрольное (надзорное) мероприятие в виде внепланового
инспекционного визита в отношении правообладателя НТО, расположенного на
земельном участке, в ходе которого информация о нарушениях требований
пожарной безопасности подтвердилась, правообладателю НТО вручен акт и
предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а
также составлен протокол об административном правонарушении,
предусмотренный ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В силу п. 1 ч. 1 ст.16 Закона № 248-ФЗ «О государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» объектами
государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются
деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых
должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к
гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия
(бездействие).
Учитывая, что факт нарушения норм пожарной безопасности установлен, то
полагаем, что отказ Прокуратуры Санкт-Петербурга в согласовании проведения
внеплановой проверки в отношении земельного участка не обусловлен нормами
Постановления Правительства РФ № 336 от 10.03.2022 года «Об особенностях
организации и осуществления государственного контроля (надзора)
муниципального контроля».
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 336 внеплановые проверки
проводятся при условии согласования с органами прокуратуры, в том числе при
непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью
граждан.
Минэкономразвития России опубликовано письмо от 24.03.2022 года №
Д24и-8436 «О разъяснении особенностей организации и осуществления
государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году»,
согласно которому понятие «непосредственная угроза» подразумевает высокую
степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной
перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных
(надзорных) органов неминуемо влечет наступление негативных последствий и
включает в себя прямую причинно-следственную связь между нарушением
обязательных требований и причинением конкретным лицам вреда определенной
категории.
Межрегиональная общественная организация «Общественный контроль» 197348, Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, корп. 2, лит. А, пом. ЛК-21 www.ob-kontrol.ru http://oodozor.ru/ info@oodozor.ru
info@ob-kontrol.ru4
Следует особо обратить внимание, что Торговый комплекс «Купеческий
двор», расположенный на смежном земельном участке, является потенциальным
объектом для террористических посягательств вследствие массового скопления
людей в нем. В случае возникновения пожара как в Торговом комплексе, так и
жилых помещения многоквартирного дома установленные с нарушением
нормативных расстояний на Земельном участке торговые павильоны будут
препятствовать свободному подъезду пожарных машин для тушения пожара,
полноценному и своевременному развертыванию пожарных расчетов, доступу
пожарных с автолестниц и автоподъемников в квартиры дома и помещения ТК.
Также, учитывая то, что эвакуация людей в случае пожара и других чрезвычайных
ситуаций за пределы ТК «Купеческий двор» должна осуществляться через все
выходы на прилегающие городские магистрали, то территория вокруг комплекса, а
именно Земельный участок, должна быть свободна не только для ежедневного
прохода людей по нему, но и особенно в случае возникновения чрезвычайной
ситуации, требующей эвакуации людей из торгового комплекса.
Вместе с тем, установка на Земельном участке торговых павильонов
шириной 4 метра при средней ширине участка 4,5м.-8м. привела к значительному
сужению зоны прохода, а именно:
– 2,5 метра – ширина прохода между установленными павильона и стеной
торгового комплекса;
– 2,9м., 8м. и 2,5м. – ширина проходов между торговыми павильонами;
– 2,7м. – ширина прохода между торговыми павильонами и павильонами
ожидания общественного транспорта.
Вышеуказанное несет в себе реальную угрозу жизни и здоровью людей,
имущественным интересам собственников помещений в торговом комплекса и
многоквартирном доме в случае возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку
может привести к невозможности полноценного развертывания пожарных расчетов
и эвакуации людей.
При таком положении, размещение нестационарных торговых объектов на
Земельном участке, ограничивающих возможность подхода и подъезда к зданию
многоквартирного дома и торгового комплекса, влечет непосредственную угрозу
причинения вреда их жизни и тяжкого вреда здоровью неопределенного круга лиц
в случае возникновения пожара.
Таким образом, если бы Заместитель начальника управления – начальника 13
ПСО ФИС ГПС Управления по Приморскому району ГУ МЧС России по Санкт-
Петербургу Отставнов В.В., располагая вышеуказанными сведениями о наличии
угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, обратил
бы внимание прокуратуры Санкт-Петербурга на данные обстоятельства, подробно
обосновав наличие выявленных нарушений требований пожарной безопасности со
стороны собственника Земельного участка, причинно-следственную связь между
нарушениями и возможностью причинения вреда, то у прокурора Санкт-
Петербурга отсутствовали бы основания для отказа в согласовании проведения
внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Вместе с тем, Заместитель начальника управления – начальника 13 ПСО
ФИС ГПС Управления по Приморскому району ГУ МЧС России по Санкт-
Петербургу Отставнов В.В., обладая необходимой квалификацией, специальными
познаниями, позволяющими грамотно подготовить необходимые материалы для
прокуратуры Санкт-Петербурга с целью получения согласования проведения
Межрегиональная общественная организация «Общественный контроль» 197348, Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, корп. 2, лит. А, пом. ЛК-21 www.ob-kontrol.ru http://oodozor.ru/ info@oodozor.ru
info@ob-kontrol.ru5
внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, данными возможностями
не воспользовался, а, наоборот, составил обращение таким образом, чтобы у
прокуратуры отсутствовали основания для вынесения положительного решения.
В частности, заявление о проведении внеплановой проверки было
составлено Заместителем начальника управления – начальника 13 ПСО ФИС ГПС
Управления по Приморскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
Отставновым В.В. в отношении ООО «Индиго», являющегося арендатором. При
этом, сведения о том, является ли ООО «Индиго» арендатором Земельного участка
или арендатором торговых павильонов (всех или одного), устанавливались ли
торговые павильоны именно указанным юридическим лицом у Общественной
организации отсутствуют, как и, вероятнее всего, отсутствуют и у прокуратуры
Санкт-Петербурга.
Вместе с тем, объектом защиты в данном случае является непосредственно
Земельный участок, на котором самовольно в отсутствие законных оснований
расположены пять нестационарных торговых объекта. Указанный Земельный
участок находится в частной собственности ООО «Единство».
В соответствии с ч. 7 ст. 10 Закона № 381-ФЗ от 28.12.2009г. «Об основах
государственного регулирования торговой деятельности в РФ» порядок
размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном
участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником
этого земельного участка. Принятие собственником решений по данному вопросу
является одним из способов распоряжения земельным участком. При этом
размещение таких объектов не должно нарушать интересы иных лиц и
противоречить требованиям нормативных актов, принятых правотворческими
органами в пределах их компетенции.
В силу положений ст. 38 Закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной
безопасности» именно собственник является ответственным за нарушение
требований пожарной безопасности фактом расположения на участке торговых
павильонов.
При таком положении, учитывая, что ранее именно собственником
Земельного участка предпринимались неоднократные попытки установить
торговые павильоны на Земельном участке, которые успешно пресекались
наличием обременений, наложенных на участок, путем обращения в судебные и
надзорные органы, то в данном случае обязанным лицом по соблюдению правил
пожарной безопасности является собственник Земельного участка ООО
«Единство», в отношении которого и должна была быть проведена внеплановая
проверка.
Однако Заместитель начальника управления – начальника 13 ПСО ФИС ГПС
Управления по Приморскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
Отставнов В.В. обратился в прокуратуру Санкт-Петербурга с заявлением о
проведении проверки в отношении ООО «Индиго», также одновременно
недостоверно указав место проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Указанное, по нашему мнению, свидетельствует о намеренном
игнорировании Заместителем начальника управления – начальника 13 ПСО ФИС
ГПС Управления по Приморскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
Отставновым В.В. ранее выявленных Начальником управления Бабаевым Р.Н
нарушений требований пожарной безопасности, об отсутствии у него желания
обязать собственника, допустившего нарушение требований пожарной
Межрегиональная общественная организация «Общественный контроль» 197348, Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, корп. 2, лит. А, пом. ЛК-21 www.ob-kontrol.ru http://oodozor.ru/ info@oodozor.ru
info@ob-kontrol.ru6
безопасности, устранить нарушения и тем самым восстановить права
неопределенного круга ли на безопасное владение и пользование имуществом.
Вышеприведенный тезис подтверждается неоднократными возвратами без
рассмотрения заявлений Общественной организации, направленных как
непосредственно в Управление МЧС России по Приморскому району, так и
поступивших в МЧС из иных органов исполнительной власти в порядке ч. 3 ст. 8
Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» под предлогом
необходимости подтверждения личности Президента Общественной организации,
подписавшего обращения.
При этом, Начальником Управления МЧС РФ по Приморскому району СПб
аналогичное заявление, поступившее из Управления Росреестра по СПб, было
рассмотрено в установленном законом порядке, по согласованию с прокуратурой
СПб было проведено контрольное мероприятие в виде внепланового
инспекционного визита, были установлены допущенные нарушения, виновные
лица привлечены к ответственности и приняты меры реагирования в виде вручения
предписания об устранении нарушений.
Также следует обратить внимание, что Заместитель начальника управления –
начальника 13 ПСО ФИС ГПС Управления по Приморскому району ГУ МЧС
России по Санкт-Петербургу Отставнов В.В., получив отказ в согласовании
контрольного (надзорного) мероприятия, имел возможность устранить выявленные
прокуратурой СПб нарушения и повторно обратиться с заявлением, чего сделано
не было.
Иными словами, Заместитель начальника управления – начальника 13 ПСО
ФИС ГПС Управления по Приморскому району ГУ МЧС России по Санкт-
Петербургу Отставнов В.В., получив решение об отказе в согласовании проведения
внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, обладая при этом
достоверной информацией о допущенных нарушениях норм пожарной
безопасности, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан,
посчитал, что свои должностные обязанности он исполнил надлежащим образом,
переложив ответственность за не проведение проверки на прокуратуру Санкт-
Петербурга, и тем самым продемонстрировав формальный подход к рассмотрению
заявления Общественной организации.
Однако Заместитель начальника управления – начальника 13 ПСО ФИС ГПС
Управления по Приморскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
Отставнов В.В. не лишен был права либо обжаловать решение прокурора Санкт-
Петербурга об отказе в согласовании внепланового контрольного (надзорного)
мероприятия, если полагал его незаконными, либо устранить указанные в решении
прокурора нарушения. Однако Заместитель начальника управления – начальника
13 ПСО ФИС ГПС Управления по Приморскому району ГУ МЧС России по Санкт-
Петербургу Отставнов В.В. ни тем, ни другим правом не воспользовался, что
является еще одним подтверждением его халатного отношения к исполнению
своих должностных обязанностей и пренебрежения к необходимости понуждения
собственника Земельного участка устранить выявленные нарушения норм
пожарной безопасности и тем самым восстановить нарушенные права
неопределенного круга лиц.
Таким образом, несмотря на то, что Заместитель начальника управления –
начальника 13 ПСО ФИС ГПС Управления по Приморскому району ГУ МЧС
России по Санкт-Петербургу Отставнов В.В. имеет в своем распоряжении
Межрегиональная общественная организация «Общественный контроль» 197348, Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, корп. 2, лит. А, пом. ЛК-21 www.ob-kontrol.ru http://oodozor.ru/ info@oodozor.ru
info@ob-kontrol.ru7
эффективные механизмы, в результате применения которых могут быть
восстановлены права неопределенного круга лиц на безопасное владение и
пользование имуществом, пребывание в жилых и нежилых помещениях дома 15 к.
2 лит. А по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге какие-либо действия,
направленные на устранение нарушения, выразившегося в не соблюдении
противопожарных расстояний, им совершены не были.
На основании изложенного, учитывая, что полностью свободный для
прохода Земельный участок служит одной из мер соблюдения правил пожарной
безопасности, антитеррористической защищенности торгового комплекса
«Купеческий двор» и многоквартирного дома, а наличие торговых павильонов
нарушает требование законодательства о праве людей на безопасное пребывание в
общественных местах, отсутствие возможности подъезда к зданию пожарных
машин и развертывания пожарных расчетов, а также свободного пути эвакуации
может повлечь причинение вреда здоровью людей разной степени тяжести, то с
целью полной реализации требований действующего законодательства
ПРОШУ:
1. Обратиться в прокуратуру Санкт-Петербурга за согласованием
проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении
ООО «Единство», являющегося собственником земельного участка 83 по
Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге (северо-западнее дома 15 к. 2 лит. А),
кадастровый номер 78:34:0410401:38, допустившего нарушения правил пожарной
безопасности фактом размещения на указанном участке пяти нестационарных
торговых павильонов.
2. После получения согласования провести проверку в отношении ООО
«Единство», по результатам которой привлечь к административной
ответственности как собственника объекта защиты – земельного участка 83 по
Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге (северо-западнее дома 15 к. 2 лит. А),
кадастровый номер 78:34:0410401:38, а также выдать ему предписание об
устранении выявленных нарушений противопожарных требований,
обеспечивающих освобождение участка от установленных на нем торговых
павильонов.
3. Провести проверку в отношении Заместителя начальника управления
– начальника 13 ПСО ФИС ГПС Управления по Приморскому району ГУ МЧС
России по Санкт-Петербургу Отставнова В.В., допустившего незаконное
бездействие в рамках рассмотрения заявления МОО «Общественный контроль»
исх. № 08/25-ОК-6-37 от 26.08.2025г. (вх. № ИГ-130-4467 от 09.10.2025г.), по
результатам которой привлечь к установленной законом ответственности.
4. Предоставить информацию о сроках выполнения предписания об
устранении нарушений требований пожарной безопасности, поименованного в
ответе исх. № ИГ-130-40-508 от 02.09.2025г.
5. О результатах рассмотрения прошу сообщить на адрес электронной
почты info@ob-kontrol.ru в установленные сроки. При ответе просьба ссылаться на
исходящий номер.
Межрегиональная общественная организация «Общественный контроль» 197348, Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, корп. 2, лит. А, пом. ЛК-21 www.ob-kontrol.ru http://oodozor.ru/ info@oodozor.ru
info@ob-kontrol.ru8
Приложение на 23 листах :
1. Копия заявления МОО «Общественный контроль» исх. № 08/25-ОК-6-37 от
2. 3. 4. 5. 6. 7. 26.08.2025г.;
Копия ответа ГУ МЧС по Приморскому району СПб исх. № ИГ-130-40-637
от 30.10.2025г.;
Копия обращения МОО «Общественный контроль» исх. № 10/25-ОК-6-53 от
31.10.2025г.;
Копия ответа прокуратуры Санкт-Петербурга исх. № 7-1299-2012/Он7549-25
от 05.11.2025г.;
Копия ответа Управления МЧС России по Приморскому району СПб исх. №
ИГ-130-40-508 от 02.09.2025г.;
Копия электронного письма Управления МЧС России по Приморскому
району СПб б/н от 19.08.2025 г.;
Копия ответа Управления МЧС России по Приморскому району СПб исх №
ИГ-130-40-476 от 11.08.2025.
Президент
МОО «Общественный
Контроль»
Н.В.Орлова
А чем конкретно Прокуратура аргументировала отказ?