№ 10/19-ОК-1-156
От 11 октября 2019 г.
ЗАЯВЛЕНИЕ
об установлении обстоятельств и принятии мер прокурорского реагирования по фактам уклонения органов исполнительной власти Санкт-Петербурга от приведения Схемы размещения рекламных конструкций в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Межрегиональная общественная организация «Общественный контроль» по заявлениям граждан и организаций осуществляет постоянный мониторинг внешнего вида и эстетического состояния городского пространства Санкт-Петербурга в сфере размещения рекламных и информационных конструкцийна фасадах зданий и улицах нашего города.
Особую тревогу жителей нашего города, обращающихся в МОО «Общественный контроль», вызывают нарушения исполнительными органамивласти Санкт-Петербурга действующих требований и нормативов в сфере размещения рекламных конструкций на тротуарах, пешеходных зонах и проезжих частях улиц, представляющие реальную опасность для горожан и гостей нашего города.
Согласно части 1 статьи 26 и части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, а также принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, ивозмещению причиненного ущерба.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц, указанных в части 1 статьи 21 этого Федерального закона органов, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Системный анализ указанных положений законодательства свидетельствует о том, что эффективное и результативное функционирование органов прокуратуры не возможно без активного участия граждан и их общественных объединений, являющихся во многих случаях инициаторами прокурорских проверок и принятия мер прокурорского реагирования по фактам, выявленным в ходе таких проверок.
Со своей стороны МОО «Общественный контроль» неоднократно обращалась в уполномоченные органы и организации с заявлениями о необходимости принятия соответствующих мер, направленных на приведение улиц нашего города в состояние, соответствующее эстетике и безопасности (в ГИБДД СПб исх.№11/18-ОК-6-107 от 23.11.2018; в Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации исх.№01/19-ОК-6-19 от 21.01.2019; в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению исх. №01/19-ОК-6-20 от 21.01.2019). На примере лишь одного конкретного взятого перекрёстка проспекта Испытателей и Коломяжского проспекта МОО «Общественный контроль» выявила многочисленные нарушения в сфере размещения рекламных конструкций и сообщила о необходимости серьёзного, глубокого, кардинального пересмотра правил и регламентов установки рекламных конструкций в Санкт-Петербурге.
В наших обращениях указывалось, что перекрёсток проспекта Испытателей и Коломяжского проспекта – это лишь один пример из сотен таких же перекрёстков по всему городу, на каждом из которых присутствуют совершенно одинаковые нарушения требований безопасности и эстетики при размещении рекламных конструкций.
Однако по всем заявлениям МОО «Общественный контроль» меры не принимаются, даже несмотря на выявленные и подтверждённые уполномоченными органами и организациями факты нарушений требований безопасности при размещении рекламных конструкций. Ряд Комитетов городского Правительства и подведомственные им организации ссылаются на отсутствие у них полномочий по принятию соответствующих мер, а некоторые органы, во главе с Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее – Комитет по печати), ссылаются на соответствие размещённых рекламных конструкций Постановлению Правительства СПб № 266 от 17.04.2014г. «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо
от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга» (далее – Схема, Схема размещения). При этом, указанные органы власти полностью игнорируют выявленные, объективно подтверждённые и известные им факты нарушения действующего законодательства и требований безопасности при размещении рекламных конструкций на улицах нашего города.
Например, 26 декабря 2018 года в адрес МОО «Общественный контроль» был направлен ответ № 01-33-11458/18-0-2, данный за подписью Заместителя председателя Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, в котором указано, что внесение изменений в Схему в части исключения из нее мест установки рекламных конструкций не целесообразно, поскольку Схема согласована со всеми исполнительным органами государственной власти, учитывает действующие требования технического регламента ГОСТ Р 52044-2003, утвержденный приказом Росстандарта от 29 февраля 2016 года № 84-ст «Об утверждении изменения к национальному стандарту», документов территориального планирования Санкт-Петербурга и необходимости обеспечения соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, требования иных градостроительных норм и правил в том числе требования безопасности.
Однако внимательное изучение фактических обстоятельств и доводов Комитета по печати позволяют объективно усомниться в достоверности доводов Комитета, на основании которых полностью игнорируются мнение и беспокойство жителей города. При этом, совершенно естественно возникает озабоченность общественности: с какой целью и в чьих конкретно интересах, осуществляется в нашем городе деятельность по размещению рекламных конструкций? Без проведения всеобъемлющей прокурорской проверки настоящего заявления жители Санкт-Петербурга не смогут получить ответы на волнующие их вопросы.
1. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга №266 от 17.04.2014г. утверждена Схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга (далее – Постановление №266, Схема размещения).
Порядок принятия Правительством Постановлений установлен главой 3Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 №100 «Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга».
Согласно п. 3.11. Регламента проект Постановления городского Правительства, подготовленный в соответствии с настоящим Регламентом, подлежит обязательному согласованию (рассмотрению и аналитической оценке):
с исполнительными органами в соответствии с их компетенцией;
со структурными подразделениями Администрации Губернатора в соответствии с их компетенцией;
с федеральными органами государственной власти или их территориальными органами в случаях, установленных действующим законодательством;
с организациями, не являющимися исполнительными органами, в случаях, когда проект содержит упоминание о них.
Указанные ниже факты свидетельствуют о том, что порядок согласования Схемы размещения, установленный Регламентом Правительства Санкт-Петербурга, соблюден не был.
14.12.2018г. ГУП «ТЭК СПб» обратилось в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению с письмом №02-17/50816, в котором сообщило, что «рекламная конструкция по адресу: пр. Испытателей, Коломяжский пр. д.15 к.2 установлена с нарушением охранной зоны тепловых сетей», и потребовало «принятия мер по освобождению охранной зоны тепловых сетей».
14.12.2018г. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» обратилось в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению с письмом №02-09-558/18, в котором сообщило, что рекламные конструкции по адресам пр. Испытателей д.5 корп. 2 лит.А (билборд №167), пр. Испытателей д.5 корп. 2 лит.А, Коломяжский пр. (билборд №168) установлены в охранной зоне водопроводных сетей. Рекламная конструкция по адресу Коломяжский пр. д.15 корп.2 лит.А (установка №2 билборд №244) установлена в охранной зоне канализационных сетей.
В связи с изложенным ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» обратился в Комитет по печати с инициативой об исключении указанных мест из Схемы размещения рекламных конструкций.
Указанные письма организаций, подведомственных Комитету по энергетике и инженерному обеспечению, свидетельствуют, что Схема размещения рекламных конструкций не согласовывалась с владельцами городских инженерных сетей, охранные зоны которых предназначены для обслуживания, ремонта и ликвидации аварий на сетях, а не для размещения рекламных конструкций, создающих препятствия для обслуживания инженерных сетей и нарушающих безопасность горожан.
Одновременно, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Постановление №266 не согласовывалось Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению либо такое согласование было выполнено без согласования с владельцами городских сетей, то есть ненадлежащим образом, вследствие недобросовестного или небрежного отношения к своим обязанностям должностных лиц Комитета.
Также вызывает большое недоверие утверждение Комитета по печати о согласовании Схемы со всеми исполнительным органами государственной власти, в том числе согласование Схемы отделом подземных сооружений Комитета по градостроительству и архитектуре (далее – КГА).Как указано выше, только на одном перекрёстке проспекта Испытателей и Коломяжскогопроспекта проверкой, проведённой по обращению МОО «Общественный контроль», выявлено 4 факта размещения рекламных конструкций на городских инженерных сетях. Нет сомнений, что такая же ситуация сложилась практически на всех крупных городских перекрёстках.
Явные противоречия между письменными заявлениями должностных лиц, причастных к согласованию Схемы размещения, и фактическими обстоятельствами, свидетельствующими об отсутствии согласования Схемы с уполномоченными органами, являются основанием для проведения прокуратурой Санкт-Петербурга проверки обстоятельств согласования Схемы размещения рекламных конструкций как с уполномоченными органами власти Санкт-Петербурга, так и с организациями – владельцами городских инженерных сетей, поскольку гражданской общественной инициативы для принятия действенных мер по наведению порядка в сфере размещения рекламных конструкций оказывается недостаточно.
Невзирая на очевидные нарушения порядка согласования Схемы размещения, следствием которых является нарушение требований безопасности жителей и гостей нашего города, цинично игнорируя требования ГУП «ТЭК СПб» (№02-18/50816 от 14.12.2018г.), ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (№02-10-908/2018 от 14.12.2018г.), обращения общественности (исх. МОО «Общественный контроль» № 11/18-6-ОК-109 от 23.11.2018г., № 01/19-ОК-6-19 от 21.01.2019г.), обращения граждан на портале «Наш Петербург» (обращения № 1669936, № 1669898, №1669788, № 1670002), Комитет по печати категорически отказывается исключать из Схемы рекламные конструкции, размещение которых представляет реальную опасность как для городских инженерных коммуникаций, так и для жителей и гостей нашего города. При этом, в качестве основания отказа в принятии мер по заявлениям организаций, обслуживающих инженерные сети, заявлениям общественности и горожан Комитет по печати ссылается лишь на факт утверждения Схемы Правительством (которое, как указано выше, выполнено не надлежащим образом) и полностью игнорирует факты, представляющие опасность для городского хозяйства в целом и для жителей города в частности.
Таким образом, якобы согласованная Схема размещения ставится Комитетом по печати выше законных прав и интересов жителей нашего города, что в корне противоречит статье 2 Конституции России, провозглашающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и что является основанием для проведения, в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», соблюдения прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
2. В обоснование доводов об уклонении от внесения изменений в Схему размещения Комитет по печати ссылается на соответствие Схемы требованиям технического регламента ГОСТ Р 52044-2003, утвержденногоприказом Росстандарта от 29 февраля 2016 года. При этом, Комитет по печати «стыдливо» умалчивает об иных государственных стандартах, которым утверждённая Схема не соответствует.
Так, Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст с 1 июня 2018 года введён в действие «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В соответствии с изменениями, внесенными в указанный Приказ,Приказами Росстандарта от 25.05.2018 № 279-ст, от 28.08.2018 №545-ст, срок введения в действие данного документа перенесен на 1 сентября 2018 года, за исключением пунктов 5.1.1, 6.1.1 и 7.1, которые вводятся в действие с 1 июля 2019 года в части рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017, утверждённый Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст в редакции от 29.04.2019, «Проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (рекламные конструкции любого вида, массивные предметы по 4.4 и т.п.)
Посторонние предметы должны быть удалены:
– с проезжей части дорог и улиц, краевых полос у обочины и полос безопасности у разделительной полосы, тротуаров, с пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов в течение трех часов с момента обнаружения;
– с разделительных полос и обочин в течение трех суток с момента обнаружения.
Предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение двух часов с момента обнаружения.».
Как указано выше, ГОСТ Р 50597-2017 в части пункта 5.1.1 введён в действие с 1 июля 2019 года. По смыслу именно указанной отсрочкой введения в действие пункта 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017, законодателем был предоставлен период с 1 сентября 2018года по 1июля 2019года для демонтажа существующих рекламных конструкций с дорог, улиц и тротуаров, и для приведения местных нормативных актов в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017. Однако Комитетом по печати с момента издания Приказа Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст и до 01.07.2019 года не принимались меры, направленные на приведение Схемы размещения рекламных конструкций в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017.
В результате бездействия должностных лиц Комитета по печати на сегодняшний день существующее положение вещей в сфере размещения рекламных конструкций в Санкт-Петербурге не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017 и представляет реальную угрозу жителям Санкт-Петербурга как в части наличия рекламных конструкций на тротуарах, пешеходных дорожках, посадочных площадках остановочных пунктов, так и в части нахождения рекламных конструкций в охранных зонах городских инженерных сетей.
Обстоятельства несоответствия Схемы размещения рекламных конструкций действующим требованиям, в том числе положениям ГОСТ Р 50597-2017, а также причины, по которым уполномоченные органы исполнительной власти Санкт-Петербурга допускают бездействие по приведению Схемы в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017, несомненно требуют проведения прокурорской проверки изложенных фактов и принятия мер прокурорского реагирования в отношении должностных лиц, допускающих бездействие в указанной сфере.
3. Уклоняясь от исключения из Схемы размещения мест размещения рекламных конструкций, не соответствующих требованиям действующих регламентов и правил, Комитет по печати ссылается на необходимость обеспечения соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Санкт-Петербурга. Для примера мы приводим ниже фотографию установленного в соответствии со Схемой ситиборда № 209 по адресу: пр. Испытателей, Коломяжский пр., д. 15, к. 2., который, по утверждению Комитета по печати, соответствует требованиям Схемы и соблюдает архитектурный облик застройки Санкт-Петербурга.
Согласно требованиям пункта 3.5. «Техническое описание рекламной конструкции “Ситиборд“» Схемы размещения рекламных конструкций фундамент ситиборда не должен выступать над уровнем земли. В исключительных случаях, когда заглубление фундамента невозможно, допускается размещение с частичным заглублением фундамента при наличии бортового камня, при этом фундамент должен быть декоративно оформлен.
Указанный ситиборд, подключенный воздушным кабелем к городским электрическим сетям ,и фундамент которого установлен выше уровня землибез заглубления, очевидно не соответствует техническим требованиям, предъявляемым к установке ситибордов. Причиной такого вопиющего нарушения является тот факт, что изображённый ситиборд установлен в охранной зоне тепловых сетей, что исключает возможность согласования заглубления фундамента с отделом подземных сооружений КГА.
Однако, несмотря на явные нарушения охранных зон городских сетей, несмотря на объективную невозможность соблюдения технических требований, предъявляемых к установке ситибордов, изображённое место размещения ситиборда включено в Схему размещения рекламных конструкций, а Комитет по печати демонстративно отказывается исключать данное место из Схемы размещения рекламных конструкций, ссылаясь на её согласование Постановлением №266. Не только нарушение требований безопасности, а даже физическая невозможность соблюсти требования, установленные самой Схемой размещения рекламных конструкций, не являются, по мнению Комитета по печати, основаниями для исключения места из Схемы размещения рекламных конструкций!
Изложенная в настоящем заявлении проблема, крайне актуальная для горожан, гостей города, представителей бизнес-сообщества Санкт-Петербурга, очевидно, требует вмешательства прокуратуры Санкт-Петербурга, поскольку городские чиновники, в лице Комитета по печати, КГА, полностью игнорируют требования технических и административных регламентов, устанавливающих требования к основаниям и порядку согласования мест размещения рекламных конструкций в Санкт-Петербурге.
Несмотря на очевидное не соответствие Схемы требованиям действующего законодательства, несмотря на явное нарушение требований безопасности при определении мест размещения рекламных конструкций, Комитет по печати категорически отказывается пересматривать Схему размещения и исключать из неё места размещения рекламных конструкций, представляющие реальную угрозу безопасности жителей Санкт-Петербурга и безопасности городских инженерных коммуникаций.
При этом, категорическое нежелание должностных лиц Комитета по печати и Комитета по градостроительству и архитектуре совершить действия по приведению Схемы размещения рекламных конструкций в соответствие с действующими нормативами, позволяет предположить наличие личной заинтересованности чиновников в отстаивании интересов владельцев рекламных конструкций в ущерб правам и интересам жителей и гостей Санкт-Петербурга.
Изложенные в настоящем обращении обстоятельства со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости принятия мер прокурорского реагирования, в полной мере обеспечивающих существенный кардинальныйпересмотр Схемы размещения рекламных конструкций и исключения из неё мест, на которых размещение рекламных конструкций представляет угрозу безопасности гражданам и инженерным сетям города, а также тех мест, на которых размещение рекламных конструкций со всей очевидностью уродует городскую среду и не соответствует высоким эстетическим требованиям, предъявляемым к такому великому городу как Санкт-Петербург!
На основании изложенного, МОО «Общественный контроль» обращается в прокуратуру Санкт-Петербурга с просьбой:
1. Провести силами прокуратуры Санкт-Петербурга проверку соблюдения порядка принятия Постановления №266 в части согласования Схемы размещения рекламных конструкций со всеми органами власти.
В ходе проверки установить и привлечь к установленной законом ответственности лиц, допустивших нарушение порядка согласования Схемы размещения рекламных конструкций. Установить причины, способствующие таким нарушениям и принять меры по исключению возможности повторениятаких нарушений в дальнейшем.
2. Поручить ГИБДД Санкт-Петербурга провести проверку Схемы размещения рекламных конструкций в части соблюдения требований ГОСТ Р 50597-2017, соблюдения требований безопасности дорожного движения, включая требования безопасности пешеходов;
3. Поручить организациям – владельцам инженерных сетей, подведомственным Комитету по энергетике, провести проверку Схемы размещения рекламных конструкций в части соблюдения охранных зон инженерных коммуникаций, в особенности, при размещении рекламных конструкций на перекрестках городских улиц;
4. По результатам указанных проверок провести прокурорскую проверку обстоятельств уклонения органами исполнительной власти Санкт-Петербурга от приведения Схемы размещения рекламных конструкций в соответствие с действующими нормами, требованиями и регламентами;
5. По результатам прокурорской проверки принять исчерпывающие мерыпрокурорского реагирования, обеспечивающие исключение из Схемы размещения рекламных конструкций тех мест, которые нарушают требования безопасности движения пешеходов и автомобилей, а также мест, нарушающих охранные зоны городских инженерных сетей, а также принять исчерпывающие меры, обеспечивающие демонтаж рекламных конструкций, установленных с нарушением технических требований, предъявляемых Схемой размещения к установке рекламных конструкций.
6. Принять меры реагирования, обеспечивающие исключение из Схемы места установки рекламных конструкций:
О принятых мерах сообщить заявителю письменно, при ответе просьба ссылаться на исходящий номер заявления.
Это конструкции с нарушениями в пределах отдельно взятого района города?
А сейчас конкретно по этим шести адресам есть изменения?
Должностные лица всегда найдут уловку и будут не при чем
Если случится несчастный случай, должностные лица будут нести ответственность?
Ужас! Даже не верится, что настолько халатно можно относиться к обязанностям, зная, что твои действия могут стать угрозой для жизни!
Столько законов приняли, а обезопасить жителей города так и не получается.
Явно с этой Схемой есть трудности: принимают задним числом, нарушают ее рекомендации регулярно…Возникает вопрос: есть ли при таком подходе в ней смысл.
Все еще хуже, коллеги! Крайний раз при падении виновный не был найден( как будто владельца нет) про компенсацию от властей города также ничего не известно…
У Схемы наверняка есть “срок годности” или что-то похожее, они ее обновляют?
от преступного уклонения…
Это уже за гранью моего понимания:”Комитет по печати категорически отказывается исключать из Схемы рекламные конструкции, размещение которых представляет реальную опасность как для городских инженерных коммуникаций, так и для жителей и гостей нашего города”
А чем тогда руководствуются в Комитете при составлении этой самой схемы? Почему, учитывая ее таким(небезопасным) способом можно законно размещать в городе рекламные объекты? Это явная недоработка, и причем опасная.