Исх. 07/25-ОК-6-12(21)
от 25.07.2025г.
Главе МО «Комендантский аэродром»
Брызгаловой Марине Юрьевне
ВРИО Председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга
Сергееву Михаилу Дмитриевичу
Председателю Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга
Уварову Владимиру Юрьевичу
Начальнику Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга
Геращенко Алексею Владимировичу
Председателю Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга
Протасову Станиславу Дмитриевичу
Генеральному директору АО «ТЭК СПб»
Бравве Вадиму Евсеевичу
Прокурору Приморского района Санкт-Петербурга
Канаеву Тимуру Шепавичу
Начальнику управления по Приморскому району ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу, подполковнику внутренней службы
Бабаеву Рамазану Низамудиновичу
ЗАЯВЛЕНИЕ
19 июля 2025 года на земельном участке 83 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге (северо-западнее дома 15 к. 2 лит. А), кадастровый номер 78:34:0410401:38 (далее по тексту – Земельный участок), собственником которого является ООО «Единство», установлен торговый павильон общей площадью ≈32м.кв., в котором организована продажа плодово-овощной продукции.
25 июля 2025 года на указанном Земельном участке практически напротив пешеходного перехода был установлен второй торговый павильон общей площадью ≈15м.кв.
В результате установки данных торговых павильонов с учетом ранее установленной рекламной конструкцией и лотка по продаже было нарушено право свободного прохода граждан по прилегающей к многоквартирному дому территории, созданы препятствия в обслуживании тепловых сетей, обеспечивающих здание дома, нарушено право граждан на безопасную эксплуатацию принадлежащих им объектов недвижимости, нарушены Правила пожарной безопасности в РФ.
Следует обратить внимание, что Земельный участок расположен на пересечении Коломяжского пр. и пр. Испытателей напротив выхода из станции метро «Пионерская», с одной стороны имеет общие границы с земельным участком с находящимся на нем многоквартирным жилым домом со встроенно-пристроенными помещениями по адресу: Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, к. 2., а с другой стороны граничит с тротуаром вдоль Коломяжского пр. и пр. Испытателей, на котором размещены два пункта ожидания общественного транспорта. Земельный участок относится к землям населенных пунктов, предназначен для благоустройства территории и на него наложен ряд обременений, а именно: охранная зона тепловых сетей (номер государственной регистрации 78-78-01/0659/2009-047) площадью 1 045 кв.м., охранная зона сетей связи и сооружений связи номер государственной регистрации 78-78-01/0659/2009-048) площадью 24 кв.м., зона градостроительных ограничений номер государственной регистрации 78-78-01/0659/2009-049) площадью 1 560 кв.м., охранная зона канализационных сетей (номер государственной регистрации 78-78-01/0659/2009-050) площадью 4 кв.м., охранная зона канализационных сетей номер государственной регистрации 78-78-01/0659/2009-051) площадью 2 кв.м., право прохода (номер государственной регистрации 78-78-01/0659/2009-052) – весь.
При этом пункты ожидания общественного транспорта, расположенные вдоль пр. Испытателей около дома 15 к. 2 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге, характеризуются высокой плотностью пассажиропотока, поскольку на них осуществляется пересадка пассажиров из метро на наземный транспорт, движущийся в сторону Светлановской пл. и далее в сторону Выборгского и Калининского районов, и предназначены для остановки многочисленных автобусных и троллейбусных маршрутов.
Однако, несмотря на зарегистрированные ограничения (обременения) права, расположение земельного участка в зоне интенсивного движения автотранспорта и пассажиропотоков, а также в зоне остановок общественного транспорта, собственник земельного участка использует его в нарушение зарегистрированных обременений, что соответственно приводит к нарушению прав жителей Санкт-Петербурга, собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома 15 к. 2 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурга на свободный проход, на безопасную эксплуатацию помещений указанного дома.
В соответствии со ст. 2 Закона № 273-70 от 31.05.2010г. «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» под элементом благоустройства понимается, в частности, некапитальное нестационарное строение и сооружение.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016г. № 961 утверждены Правила благоустройства Санкт-Петербурга», которыми к элементам благоустройства также отнесены нестационарные торговые объекты (п. 2.7.2 Приложения № 2 к Правилам № 961).
Пунктом 2.4 Приложения № 4 Правил № 961 установлено, что размещение элементов благоустройства является самовольным в случае отсутствия документов, указанных в разделе 27 Приложения № 5 к Правилам № 967.
В соответствии с п. 27.5 Приложения № 5 к Правилами № 961 лица, осуществляющие размещение элементов благоустройства после вступления в силу Правил, обязаны иметь согласованный проект благоустройства (при необходимости его разработки), документы, подтверждающие приемку размещения элементов благоустройства. В случае их отсутствия размещение элементов считается самовольным. При этом п. 27.3 Приложения № 5 к Правилам № 961 запрещена самовольная установка (размещение) элементов благоустройства в Санкт-Петербурге.
Учитывая, что на Градостроительном портале Санкт-Петербурга (https://portal.kgainfo.spb.ru/KGAMap/Map) отсутствуют сведения о согласовании проекта благоустройства, предусматривающего возможность установки нестационарных торговых объектов на Земельном участке, то имеются достаточные основания полагать, что указанные торговые павильоны размещены на Земельном участке самовольно в отсутствие согласованного проекта благоустройства и документов, подтверждающих приемку их размещения.
Указанные действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16 Закона СПб № 273-70 от 31.05.2010г. «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».
Одновременно следует учесть, что исходя из анализа положений Приложения № 3 Правил № 967, устанавливающего перечень мероприятий по проектированию благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, виды проектов благоустройства, требования к ним и порядок их согласования, следует, что проектирование и возможность размещения на конкретном земельном участке элемента благоустройства поставлена в зависимость от соблюдения не только требований Правил № 967, но и градостроительного законодательства, действующих строительных, инженерных, санитарных и иных ведомственных норм и правил.
При размещении на Земельном участке нестационарного торгового объекта собственников нарушены следующие требования норм действующего законодательства.
1. Положениями ст. 30 ГрК РФ предусмотрена разработка градостроительных регламентов, в целях обеспечения прав и законных интересов лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты, и проведение публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016г. № 524 утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга (далее – Правила № 524).
Пунктом 2.10 Правил № 524 установлен Градостроительный регламент общественно-деловой зоны объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территории периферийных и пригородных районов Санкт-Петербурга, с включением объектов инженерной инфраструктуры (виды разрешенного использования и предельные параметры).
Согласно п. 2.19.6.3 Градостроительного регламента для подзоны ТД1-2-2, к которой относятся как Земельный участок, так многоквартирный дом, расположенный на смежном земельном участке, минимальные отступы зданий, строений, сооружений от границ земельных участков устанавливаются в соответствии с п.п. 16.1.1-1.6. раздела 1 Правил № 524.
Пунктами 1.6.3, 1.6.3.1 Правил № 524 определены минимальные отступы стен зданий, строений и сооружений с окнами, иными светопрозрачными конструкциями, обеспечивающими соблюдение санитарных требований, дверными и иными проемами от границ земельных участков определяются по границам смежных земельных участков или по границам территорий, на которых земельные участки не образованы, – не менее 10 метров.
Таким образом, поскольку средняя ширина земельного участка 83 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге составляет 4,5-8м., то с учетом приведенных положений Правил № 524, устанавливающих минимальный отступ от стены многоквартирного дома 15 к. 2 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге в размере 10 м., расположение на указанном земельном участке каких-либо объектов строительства невозможно, поскольку иное будет являться нарушением требований ст. п.п. 1.6.3, 16.3.1 Правил № 524.
2. В соответствии с Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утв. Приказом Минстроя России от 17 августа 1992 года № 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки (п.4 Правил).
На основании п.5 Правил, в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в т.ч. загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, возводить временные строения, засыпать люки камер тепловых сетей; сбрасывать в камеры мусор, отходы, снег и т.д.;
При этом сам по себе тот факт, что установленные торговые павильоны являются временными объектами и исключают проведение каких-либо земляных работ (по забивке свай, по созданию заглубленного фундамента), также не свидетельствует о законности действий собственника по их установке, поскольку в соответствии с Типовыми правилами № 197, в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается возведение временных строений.
Таким образом, поскольку из 1576 кв.м. площади Земельного участка 1045 кв.м. составляет охранная зона тепловых сетей, торговые павильоны расположены в непосредственной близости от тепловой камеры, непосредственно на тепловой трассе, и именно в том месте, где в 2024 году ГУП ТЭК Санкт-Петербурга осуществлялось вскрытие дорожного полотна и работы по замене участка магистрали, то с учетом п. 5 Типовых правил № 197 на указанном земельном участке не допускается возведение каких-либо построек, складирование материалов, устройства свалок, посадки деревьев, кустарников и т.п.
Действия собственника по установке торговых павильонов в охранной зоне тепловых сетей нарушают права неопределенного круга лиц на безопасное функционирование тепловых сетей, расположенных в непосредственной близости от здания многоквартирного дома и защите недвижимого имущества от причинения вреда вследствие несвоевременного устранения аварий на тепловых сетях.
Более того, необходимо отметить, что торговые павильоны установлен не только на магистралях теплосети, но и непосредственно на канализационных и высоковольтных сетях, что также недопустимо, поскольку препятствует своевременному устранению аварий на сетях в случае их наступления.
Собственники и владельцы жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме со встроенно-пристроенными помещениями, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, к. 2, заинтересованы в соблюдении законодательства, обеспечивающего создание условий для содержания трубопроводов в исправном состоянии, безопасной их эксплуатации и оперативного своевременного устранения возможных аварий, следствием которых может явиться как затопление помещений, так и прекращение подачи коммунальных ресурсов, что недопустимо.
3. Одновременно следует учитывать, что в соответствии со ст. 11 Закона № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям – пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.
В соответствии с п. 15.7 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2016г. № 1034/пр, требования по обеспечению нераспространения пожара на объектах защиты (здания и сооружения) следует принимать по СП 4.13130 и СП 156.13130.
Согласно п. 4.15 «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденным Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных сооружений (построек) следует принимать в зависимости от их степени огнестойкости и класса функциональной пожарной опасности по таблице 1. Расстояния до указанных сооружений (построек) с неопределенными пожарно-техническими характеристиками принимаются как до зданий V степени огнестойкости. Расстояния до временных строений (мобильные сборно/разборные сооружения, ангары и постройки для осуществления строительства, реконструкции или ремонта и т.п.) должны составлять не менее 15 м.
Также этим же пунктов СП 4.13130.2013 установлено, что при размещении некапитальных, временных сооружений (построек) и площадок должно соблюдаться, в том числе условие обеспечения требуемых проездов и подъездов для пожарной техники к объектам защиты, ширина которого в соответствии с п. 8.1.4 СП 4.13130.2013 должна составлять не менее 8-10 метров.
При этом п. 8.1.2 СП 4.13130.2013 предусмотрено, что на территории, расположенной между подъездом для пожарных автомобилей и зданием или сооружением, не допускается размещать ограждения (за исключением ограждений для палисадников), воздушные линии электропередачи, осуществлять рядовую посадку деревьев и устанавливать иные конструкции и изделия, способные создать препятствия для работы пожарных автолестниц и автоподъемников.
При таком положении, законодательство о пожарной безопасности исключает возможность размещения временных объектов и объектов внешнего благоустройства на 8-10 метров от здания многоквартирного дома со встроенно-пристроенными помещениями, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, к. 2, лит. А, в связи с чнм земельный участок 83 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге (северо-западнее дома 15 к. 2 лит. А), средняя ширина которого составляет 4,5-8 м. и который вплотную примыкает к указанному многоквартирному дому, не может быть использован для осуществления торговой деятельности путем размещения торгового оборудования, а также для размещения иных форм внешнего благоустройства, ограничивающих возможность подхода и подъезда к зданию многоквартирного дома, поскольку иное противоречит требованиям действующего законодательства в области пожарной безопасности.
При это Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в решении по делу № А56-6383/2015 от 28.08.2015 г. указал, что «установка ограждений (декоративного и временного), установка торгового павильона на земельном участке, который фактически является тротуаром и отделяет проезжую часть от входов в торговый комплекс «Купеческий двор», создает угрозу повреждения здания комплекса, угрозу безопасности людей в случае возникновения пожара».
4. Из пункта 11.16. СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» следует, что на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также на пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размеры сторон треугольника для условий «транспорт-транспорт» и для условий «пешеход-транспорт» должны быть определены по расчету согласно СП 396.1325800.
В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.
Фактически установленные на Земельном участке торговые павильоны расположены в пределах треугольника видимости пересечения Коломяжского пр. и пр. Испытателей, что недопустимо в силу приведенных положений закона.
5. Пунктом 8.7 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 ноября 2004 года № 1885 «О размещении и оборудовании павильонов ожидания городского пассажирского транспорта» установлен запрет размещения на тротуарах в непосредственной близости от остановочных пунктов городского пассажирского транспорта объектов мелкорозничной торговли, за исключением объектов распространения печатной продукции и торговли билетной продукцией на проезд в городском пассажирском транспорте.
Однако в нарушение нормативного запрета на установку торговых павильонов вблизи остановок общественного транспорта, собственником Земельного участка в непосредственной близости от остановочного пункта размещены торговые павильоны, в которых осуществляется продажа плодово-овощной продукции.
При этом, как указывалось пункты ожидания общественного транспорта, расположенные вдоль пр. Испытателей около дома 15 к. 2 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге, характеризуются очень высокой плотностью пассажиропотока.
Однако, несмотря на вышеприведенные законодательные запреты размещения на Земельном участке нестационарных объектов, включая торговые, собственником участка самовольно осуществлена установка торговые павильоны общей площадью ≈32м.кв. и общей площадью ≈15м.кв. Указанное привело к нарушению прав неустановленного круга лиц на безопасную эксплуатацию объектов недвижимости и своевременное устранение возможных аварийных ситуаций, следствием которых может явиться повреждение принадлежащего им имущества, на защиту жизни и здоровья имущества от пожара, а также права на свободный проход по территории Земельного участка.
В подтверждение изложенного необходимо напомнить, что ранее собственником Земельного участка предпринимались неоднократные попытки установить торговые павильоны на Земельном участке, которые успешно пресекались именно на основании вышеизложенных обременений путем обращения в судебные и надзорные органы.
Так, вступившим в законную силу решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга по гражданскому делу № 2-2424/2013 от 02.07.2013г., вынесенного по иску прокурора Приморского района СПб, подтверждена возможность использования Земельного участка только в соответствии с его целевым назначением, и невозможность его использования для осуществления торговой деятельности, в том числе посредством установки каких – либо объектов торговли.
Также на невозможность использования Земельного участка в целях установки на нем нестационарных торговых объектов по причине наложенных ограничений в его использовании указал заместитель прокурора Санкт-Петербурга Харченков Д.Н в ответе № 73458-2013 от 13.02.2015г., из которого также следует, что прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга 09.02.2015г. было вынесено в адрес собственника участка представление об устранении допущенных нарушений, а именно обеспечении использования Земельного участка по целевому назначению с учетом имеющих обременений.
Прокурор Санкт-Петербурга Литвиненко С.И. в ответе № 7-3458-2013 от 05.06.2015г. указал, что в целях недопущения размещения нестационарных торговых объектов на земельном участке заместителем прокурора Приморского района Санкт-Петербурга Дмитриенко В.В. 02.06.2015г. собственнику объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в решении по делу № А56-76290/2014 от 18.06.2015г. и решении по делу № А56-6383/2015 от 28.08.2015г. подтвердил, что «с учетом особенностей земельного участка, установленных публичных сервитутов (права свободного прохода, охранной зоны тепловых сетей), требований норм пожарной безопасности, представленного истцом в материалы дела технического заключения, выполненного ООО «АЛАРМ», на земельном участке, расположенном по адресу: Коломяжский пр., земельный участок № 83 (северо-западнее дома 15 к. 2 лит. А), кадастровый номер 78:34:4104А:38, не допускается установка любых ограждений, препятствующих свободному проходу по участку и доступу к нему, установка любых временных сооружений (торговые палатки, киоски, павильоны), поскольку по всему земельному участку должен быть обеспечен свободный проход, в том числе ко всем помещениям торгового комплекса».
Поскольку вследствие установки торговых павильонов на земельном участке 83 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге (северо-западнее дома 15 к. 2 лит. А) создаются препятствия пешеходам для перехода проезжей части, помехи пассажиропотокам, направляющимся к остановкам общественного транспорта, нарушается право свободного прохода, а вследствие нарушений правил охраны тепловых сетей и правил пожарной безопасности создается угроза причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, документы на размещение торгового оборудования на Земельном участке отсутствуют, то с целью полной реализации требований действующего законодательства,
ПРОШУ:
1. Провести проверку правомерности действия по установке нестационарных торговых объектов на земельном участке 83 по Коломяжскому пр. в Санкт-Петербурге (северо-западнее дома 15 к. 2 лит. А), кадастровый номер 78:34:0410401:38.
2. По результатам проверки установить и привлечь виновных лиц к предусмотренной законом ответственности, вплоть до уголовной, за самовольную установку объектов благоустройства, за нецелевое использование земельного участка, за нарушение правил пожарной безопасности, правил охраны тепловых сетей.
3. Принять незамедлительные меры, обеспечивающие освобождение земельного участка № 83 по Коломяжскому пр. Санкт-Петербурге (северо-западнее дома 15 к. 2 лит. А), кадастровый номер 78:34:0410401:38, от установленных на нем нестационарных торговых объектов, исключающие возможность дальнейшего нарушения законодательства о благоустройстве, и не допускающие размещение торгового оборудования на указанном земельном участке.
4. О результатах рассмотрения прошу сообщить на адрес электронной почты info@ob-kontrol.ru в установленные сроки. При ответе просьба ссылаться на исходящий номер.
Приложение на 28 листах :
1. Выписка из ЕГРН на земельный участок
2. Выписка с официального сайта Кировского районного суда Санкт-Петербурга
3. Копия решения Кировского районного суда Санкт-Петербурга по делу № 2-2424/2013
4. Копия ответа заместителя прокурора Санкт-Петербурга Харченкова Д.Н. № 73458-2013 от 13.02.2015г.
5. Копия ответа Прокурора Санкт-Петербурга Литвиненко С.И. № 7-3458-2013 от 05.06.2015г.
6. Копия решения АС по СПб и ЛО по делу № А56-76290/2014 от 18.06.2015г.
7. Копия решения АС по СПб и ЛО по делу № А56-6383/2015 от 28.08.2015г.
8. Съемка инженерных сетей с посадкой павильона
9. Фотографии
Президент
МОО «Общественный Контроль» Н.В.Орлова
В рейдов сотрудники комитета по контролю за имуществом Петербурга демонтировали незаконные точки с овощами и фруктами, павильоны, киоски, автолавки и “силомеры”. свыше 1 тонны фруктов и овощей изъято… Пионерскую это не коснулось?