Уважаемая Анна Юрьевна!
Межрегиональная общественная организация «Общественный контроль» (далее – Общественная организация, МОО «Общественный контроль») вынуждена обратиться к Вам, как к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор), поскольку она столкнулась с непониманием (или нежеланием понять) профильных комитетов Правительства Санкт-Петербурга насущности вопроса о недопустимости нарушения прав граждан на благоприятную среду обитания и недопущения уплотнительной застройки.
МОО «Общественный контроль» считает, что создание наиболее удобной, качественной, комфортной и современной среды для жизни граждан, выполнение работ по озеленению, создание комфортной среды для активного, либо тихого времяпрепровождения младшего и старшего поколений положительно влияет на занятость, уровень культурной и экономической активности населения, а также на важнейшие для человека направления в сфере сохранения экологии, здорового образа жизни, здоровых отношений в обществе и в целом здоровья населения.
В МОО «Общественный контроль» с июня 2020 года поступают многочисленные обращения граждан города Санкт-Петербурга по поводу их несогласия с изданным Комитетом по градостроительству архитектуре Санкт-Петербурга 26 мая 2020 года Распоряжением №1-11-180 «О подготовке проекта межевания и изменений в проект планировки территории, ограниченной наб. реки Невы, продолжением Цимлянской ул., Большеохтинским пр., пр. Шаумяна и ул. Помяловского с примыкающей территорией Якорной ул. и участка, ограниченного проспектом Энергетиков, железной дорогой, Якорной ул., границей функциональной зоны «П1»/»ДР», в Красногвардейском районе СПб, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 №367, в части территории, ограниченной Свердловской наб., границей территориальной зоны ТРЗ-2, Большеохтинским пр., проектируемой магистралью, в Красногвардейском районе» (далее – Распоряжение), в котором указано, что на территории, ограниченной Свердловской набережной, границей территориальной зоны ТРЗ-2, Большеохтинским пр., проектируемой магистралью, в Красногвардейском районе, с кадастровыми номерами 78:11:0006068:6904, 78:11:0006068:29 и 78:11:0006068:6903 (далее – Участок), планируется строительство жилого комплекса.
Согласно средствам массовой информации, в частности издания «Фонтанка.Ру» (публикация от 30.06.2020 «На работу через два моста. Жилье для судей ВС построят напротив Охтинского мыса»), на земельных участках перед гостиницей «Охтинская» планируется строительство жилья для судей Верховного суда Российской Федерации, так называемого, «Судебного квартала». При этом изначально, согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 №367 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной наб.р. Невы, продолжением Цимлянской ул., Большеохтинским пр., пр. Шаумяна и ул. Помяловского с примыкающей территорией Якорной ул. и участка, ограниченного проспектом Энергетиков, железной дорогой, Якорной ул., границей функциональной зоны «П1»/«ДР», в Красногвардейском районе», на данном участке планировалось размещение «Многофункционального театрально-концертного зала и музея современного искусства». В августе месяце 2020 года Комитет имущественных отношений подтвердил, что на участке, ограниченном гостиницей, Свердловской набережной и Большеохтинским проспектом, будет возведён жилой комплекс и общежитие квартирного типа для судей Верховного суда. С того момента, как стало известно о возможном появлении здесь «судебного квартала», жители муниципального образования «Большая Охта», Красногвардейского и иных районов города выступают против застройки пространства перед гостиницей «Охтинская» жилыми домами.
Недовольство жителей планами городских властей по застройке Участка вылилось в общественную инициативу по созданию в данном месте парка, который повысит как коэффициент озеленения в районе (который в Красногвардейском районе является одним из самых низких в сравнении с остальными районами и составляет только 8,29 кв.м. на человека при установленном нормативе 12 кв.м., то есть примерно 60% от нормы – а в Муниципальном образовании «Большая Охта», где находится данный земельный Участок, вообще нет ни одного парка (письмо Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга №ОБ-1534-1683/20-1-2 от 14.10.2020г.)), так и сохранит уникальный ансамбль Свердловской набережной Невы, сложившийся в 1960 – 1970 гг. и естественный рельеф, являющийся важным элементом архитектурно-пространственной композиции, с трехметровым перепадом уровней, прогулочной эспланадой и зелёными склонами. Граждане также активно подавали заявки на изменение зонирования Участка в Правилах землепользования и застройки, требуя установить здесь зону Р2, где могут находиться рекреационные зоны, а жилищное строительство невозможно.
Капитальное строительство на указанных земельных участках не только приведёт к снижению коэффициента озеленения, к нарушению видовых характеристик пространства, росту транспортной нагрузки на дорожную сеть, повышенной нагрузке на окружающую среду и на существующую социальную инфраструктуру, но появление жилого комплекса на небольшом участке между транспортных магистралей также повлечет за собой снижение качества жизни людей в МО «Большая Охта» – и жителей Красногвардейского района в целом.
К тому же именно в этом месте находится ЗАГС Красногвардейского района, в котором происходят торжественные регистрации актов гражданского состояния – свадеб, рождения детей; создание красивого общедоступного зеленого пространства на Участке позволит молодежи запечатлеть важные для них события на красивых фотографиях, сделанных на набережной и в парке, а не у высоких заборов так называемого «судебного квартала».
Это подтверждается и опросом, проведенным с 5 по 13 ноября 2020 года среди жителей МО «Большая Охта». Согласно протокола опроса от 18.11.2020г., утвержденному Решением №62 МС МО Большая Охта от 19.11.2020г., 99,33% опрошенных жителей высказались «против» строительства на Участке жилого комплекса, но «за» создания сквера или парка.
Еще один немаловажный аспект состоит в том, что Участок расположен на территории объекта археологического наследия «Центральная часть города Ниена(Охта 2)», находящегося здесь в допетровские времена. В данный момент исключительно благодаря усилиям Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича на части территории города Ниена, а именно на Охтинском мысу, где была расположена крепость Ниеншанц, решено создать историко-археологический музей-заповедник. 28 января 2021 года Президент России Путин Владимир Владимирович утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, прошедшего 10 декабря 2020 года. В пункте 7 Министерству культуры РФ дано поручение вместе с Правительством Санкт‑Петербурга и ПАО «Газпром» рассмотреть вопрос о создании историко-археологического музея-заповедника на Охтинском мысе и в срок до 1 мая 2021 года представить главе государства соответствующие предложения. И если на противоположном берегу Охты, где находилась крепость Ниеншанц, её остатки были исследованы в ходе подготовки к строительству так и не состоявшегося Охта-центра, то на спорном Участке археологические раскопки ещё не проводились, и это упущение можно было бы исправить. Исключать из списка археологических изысканий остальную территорию бывшего города Ниен, застраивая его объектами капитального строительства, что может привести к уничтожению имеющихся археологических памятников, является недопустимым по отношению как к историческому прошлому, так и к последующим поколениям, которые должны быть знакомы с историей города, имеющего богатое и славное прошлое. Такое место, объединившее зеленое пространство для прогулок и отдыха и археологические реликвии, станет местом притяжения не только для горожан, но и для многочисленных туристов. Однако, как показывает Распоряжение №1-11-180 «О подготовке проекта межевания и изменений в проект планировки территории, ограниченной наб. реки Невы, продолжением Цимлянской ул., Большеохтинскимпр., пр. Шаумяна и ул. Помяловского с примыкающей территорией Якорной ул. и участка, ограниченного проспектом Энергетиков, железной дорогой, Якорной ул., границей функциональной зоны «П1»/»ДР», в Красногвардейском районе СПб, в отношении вышеуказанной исторической территории Комитетом по градостроительству архитектуре Санкт-Петербурга принимаются противоположные решения.
Безусловно, инициатива горожан о создании на данном Участке парка является своевременной и необходимой, направленной на обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (ст. 2, ФЗ 190 о Градостроительный кодекс Российской федерации (в редакции от 24.04.2020). Парковая зона на территории Участка позволит произвести благоустройство данной территории и прилегающей к ней набережной и организацию общественного пространства на открытом воздухе, что особенно важно для здоровья горожан, особенно детей, которые смогут гулять в парке. Строительство же жилых домов на Участке только усугубит и так уже существующий дисбаланс между жильем и инфраструктурой.
Однако, несмотря на многочисленные поданные горожанами предложения по изменению зонирования Участка, 05 января 2021 года Комиссия по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга (КЗЗ) проголосовала “против” всех поправок к проекту изменений Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), предложенных горожанами и муниципальными властями в ходе общественного обсуждения, включая поправки об установлении зоны Р2 Участка в Правилах землепользования и застройки; только земельные участки, предназначенные под «очень нужные» и, возможно, пролоббированные проекты, получили желаемое функциональное назначение.
На основании вышеизложенного, просим Вас, как руководителя Роспотребнадзора:
– поддержать предложения граждан и МОО «Общественный контроль» о размещении на земельных участках с кадастровыми номерами №№ 78:11:0006068:6903, 78:11:0006068:29 и 78:11:0006068:6904 в части территории, ограниченной Свердловской наб., границей территориальной зоны ТРЗ-2, Большеохтинским пр., проектируемой магистралью (Красногвардейский район) общедоступного современного парка для досуга и отдыха жителей и гостей Санкт-Петербурга и запрета на данном участке любого капительного строительства;
– взять под контроль соблюдение прав граждан на благоприятную среду обитания в Красногвардейском районе города Санкт-Петербурга (в том числе дополнительное озеленение района) и сохранение культурно-исторического наследия Российской Федерации, улучшение санитарно-эпидемиологическихусловий для горожан, повышение качества городской среды и в целях гармоничного развития города Санкт-Петербурга.
С уважением,
Президент МОО
«Общественный Контроль» Сергеев В.Г.
Барсукова Наталья, не собирается никто раскопки проводить – это затратно! Кто оплачивать будет? Газпром, который опять по-идиотски выглядит за свои деньги?
не понятно только как они это делать собираются, если на данный момент раскопки проведены далеко не на всей территории
«Газпром нефть» взяли на себя обязательства по сохранению всех объектов культурного наследия на своем участке при разработке плана застройки