В Межрегиональную общественную организацию «Общественный контроль» (далее – Организация, МОО «Общественный контроль») с июня 2020 года поступают многочисленные обращения граждан города Санкт-Петербурга по поводу их несогласия с изданным Комитетом по градостроительству архитектуре Санкт-Петербурга 26 мая 2020 года Распоряжением №1-11-180 «О подготовке проекта межевания и изменений в проект планировки территории, ограниченной наб. реки Невы, продолжением Цимлянской ул., Большеохтинским пр., пр.Шаумяна и ул. Помяловского с примыкающей территорией Якорной ул. и участка, ограниченного проспектом Энергетиков, железной дорогой, Якорной ул., границей функциональной зоны «П1»/ «ДР», в Красногвардейском районе СПб», утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 №367, в части территории, ограниченной Свердловской наб., границей территориальной зоны ТРЗ-2, Большеохтинским пр., проектируемой магистралью, в Красногвардейском районе» (далее – Распоряжение), в котором указано, что на территории, ограниченной Свердловской набережной, границей территориальной зоны ТРЗ-2, Большеохтинским пр., проектируемой магистралью, в Красногвардейском районе, с кадастровыми номерами 78:11:0006068:6904, 78:11:0006068:29 и 78:11:0006068:6903 (далее – Участок), планируется строительство жилого комплекса.
Согласно средствам массовой информации, в частности издания «Фонтанка.Ру» (публикация от 30.06.2020 «На работу через два моста. Жилье для судей ВС построят напротив Охтинского мыса»), на земельных участках перед гостиницей «Охтинская» планируется строительство жилья для судей Верховного суда Российской Федерации, так называемого, «Судебного квартала». При этом изначально, согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 №367 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной наб.р.Невы, продолжением Цимлянской ул., Большеохтинским пр., пр. Шаумяна и ул. Помяловского с примыкающей территорией Якорной ул. и участка, ограниченного проспектом Энергетиков, железной дорогой, Якорной ул., границей функциональной зоны «П1»/«ДР», в Красногвардейском районе», на данном участке планировалось размещение «Многофункционального театрально-концертного зала и музея современного искусства». В августе месяце 2020 годаКомитет имущественных отношений подтвердил, что на участке, ограниченном гостиницей, Свердловской набережной и Большеохтинским проспектом, будет возведён жилой комплекс и общежитие квартирного типа для судей Верховного суда. С того момента, как стало известно о возможном появлении здесь «судебного квартала», жители муниципального образования «Большая Охта», Красногвардейского и иных районов города выступают против застройки пространства перед гостиницей «Охтинская» жилыми домами.
Недовольство жителей планами городских властей по застройке Участка вылилось в общественную инициативу по созданию в данном месте парка, который повысит как коэффициент озеленения в районе (который в Красногвардейском районе является одним из самых низких в сравнении с остальными районами и составляет только 8,29 кв.м. на человека при установленном нормативе 12 кв.м., то есть примерно 60% от нормы – а в Муниципальном образовании «Большая Охта», где находится данный земельный Участок, вообще нет ни одного парка (письмо Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга № ОБ-1534-1683/20-1-2 от 14.10.2020г.)), так и сохранит уникальный ансамбль Свердловской набережной Невы, сложившийся в 1960 – 1970 гг. и естественный рельеф, являющийся важным элементом архитектурно-пространственной композиции, с трехметровым перепадом уровней, прогулочной эспланадой и зелёными склонами. Граждане также активно подавали заявки на изменение зонирования Участка в Правилах землепользования и застройки, требуя установить здесь зону Р2, где могут находиться рекреационные зоны, а жилищное строительство невозможно.
Капитальное строительство на указанных земельных участках не только приведёт к снижению коэффициента озеленения, к нарушению видовых характеристик пространства, росту транспортной нагрузки на дорожную сеть, повышенной нагрузке на окружающую среду и на существующую социальную инфраструктуру, но появление жилого комплекса на небольшом участке между транспортных магистралей также повлечет за собой снижение качества жизни людей в МО «Большая Охта» – и жителей Красногвардейского района в целом.
К тому же именно в этом месте находится ЗАГС Красногвардейского района, в котором происходят торжественные регистрации актов гражданского состояния – свадеб, рождения детей; создание красивого общедоступного зеленогопространства на Участке позволит молодежи запечатлеть важные для них события на красивых фотографиях, сделанных на набережной и в парке, а не у высоких заборов так называемого «судебного квартала».
Следует отметить, что ансамбль Свердловской набережной, сформированный архитектором Васильевым А.В., пропорции ширины и длины жилых домов были сформированы так, чтобы не влиять на располагающийся на противоположном берегу ансамбль Смольного собора. С юга жилой комплекс Свердловской набережной завершается зданием гостиницы “Охтинская” (Большеохтинский пр. 4); перед ним, на одной оси со Смольным собором, согласно проекту, предполагалось создание парадной площади со спуском к Неве шириной в 100 метров. Спуск здесь был построен, а площадь так и не появилась. Однозначно, что в этом месте более чем уместно открытое пространство для празднования значимых событий и пристань для водного транспорта, а не очередная жилая застройка, которая приведет к нарушению видовых характеристик данного пространства.
Изложенное подтверждается и опросом, проведенным с 5 по 13 ноября 2020 года среди жителей МО «Большая Охта». Согласно протокола опроса от 18.11.2020г., утвержденному Решением №62 МС МО Большая Охта от 19.11.2020г., 99,33% опрошенных жителей высказались «против» строительства на Участке жилого комплекса, но «за» создания сквера или парка.
Еще один немаловажный аспект состоит в том, что Участок расположен на территории объекта археологического наследия «Центральная часть города Ниена(Охта 2)», находящегося здесь в допетровские времена. Согласно статье 5.1 Федерального Закона Российской Федерации от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» действует особый режим использования к земельным участкам, которые находятся в границах объекта археологического наследия. В частности, настоящим федеральным законом предусматривается возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ. Согласно Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» Участок относится к зоне ОЗРЗ-2(11), где действуют особые режимы использования территории. В частности, строительство, реконструкция зданий, строений, сооружений могут осуществляться при условии обеспечения сохранности примыкающих объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, исторических зданий. В связи с запланированным строительством возникают опасения насчет сохранения объекта археологического наследия «Центральная часть города Ниена(Охта 2)».
28 января 2021 года Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, прошедшего 10 декабря 2020 года. В пункте 7 Министерству культуры РФ дано поручение вместе с ПравительствомСанкт‑Петербурга и ПАО «Газпром» рассмотреть вопрос о создании историко-археологического музея-заповедника на Охтинском мысе и в срок до 1 мая 2021 года представить главе государства соответствующие предложения. И если на противоположном берегу Охты, где находилась крепость Ниеншанц, её остатки были исследованы в ходе подготовки к строительству так и не состоявшегося Охта-центра, то на спорном Участке археологические раскопки ещё не проводились, и это упущение можно было бы исправить.
При этом Вы сами поблагодарили Президента России за принятое решение, сказав о том, что Глава государства устранил противоречия, которые копились с 1950-х годов XX века, что Петербургу необходим свой музей археологии, разговоры о создании которого идут уже 50 лет. При этом исключать из списка археологических изысканий территорию бывшего города Ниен, застраивая его объектами капитального строительства, что может привести к уничтожению имеющихся археологических памятников, является недопустимым по отношениюкак к историческому прошлому, так и к последующим поколениям, которые должны быть знакомы с историей города, имеющего богатое и славное прошлое. Такое место, объединившее парковое пространство для прогулок и отдыха иархеологические реликвии, станет местом притяжения не только для горожан, но и для многочисленных туристов.
Таким образом, инициатива горожан о создании на данном Участке паркаявляется своевременной и необходимой, направленной на обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (ст. 2, ФЗ 190 о Градостроительный кодекс Российской федерации (в редакции от 24.04.2020). Парковая зона на территории Участка позволит произвести благоустройство данной территории и прилегающей к ней набережной и организацию общественного пространства на открытом воздухе, что особенно важно для здоровья горожан. Строительство же жилых домов на Участке только усугубит и так уже существующий дисбаланс между жильем и инфраструктурой.
Однако, несмотря на многочисленные поданные горожанами предложения по изменению зонирования Участка, 05 января 2021 года Комиссия по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга (КЗЗ) проголосовала “против” всех поправок к проекту изменений Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), предложенных горожанами и муниципальными властями в ходе общественного обсуждения, включая поправки об установлении зоны Р2 Участка в Правилах землепользования и застройки; только земельные участки, предназначенные под «очень нужные» и, возможно, пролоббированные проекты, получили желаемое функциональное назначение.
В целях реализации прав граждан на благоприятную среду обитания и недопущения уплотнительной застройки, в целях сохранения культурно-исторического наследия Красногвардейского района и города Санкт-Петербурга и гармоничного его развития, в соответствии со ст. 42 Устава Санкт-Петербурга, прошу:
– рассмотреть и поддержать инициативу граждан и МОО «Общественный контроль» о создании на земельных участках с кадастровыми номерами №№ 78:11:0006068:6903, 78:11:0006068:29 и 78:11:0006068:6904 в части территории, ограниченной Свердловской наб., границей территориальной зоны ТРЗ-2, Большеохтинским пр., проектируемой магистралью (Красногвардейский район) общедоступного современного парка для досуга и отдыха жителей и гостей Санкт-Петербурга;
– поручить Комитету по градостроительству и архитектуре внести измененияв Распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре №1-11-180 от 26.05.2020 года «О подготовке проекта межевания и изменений в проект планировки территории, ограниченной наб.р.Невы, продолжением Цимлянской ул., Большеохтинским пр., пр. Шаумяна и ул. Помяловского с примыкающей территорией Якорной ул. и участка, ограниченного проспектом Энергетиков, железной дорогой, Якорной ул., границей функциональной зоны «П1»/«ДР», в Красногвардейском районе», утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 №367, в части территории, ограниченной Свердловской наб., границей территориальной зоны ТРЗ-2, Большеохтинским пр., проектируемой магистралью в Красногвардейском районе в части запрета любого капитальногостроительства на данном земельном участке;
– поручить комиссии по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга и градостроительные регламенты внести изменения в отношениисуществующей функциональной зоны «Д» земельных участков с кадастровыми номерами: №№ 78:11:0006068:6903, 78:11:0006068:29 и 78:11:0006068:6904 в границах в части территории, ограниченной Свердловской наб., границей территориальной зоны ТРЗ-2, Большеохтинским пр., проектируемой магистралью, расположенных у гостиницы «Охтинская», на «Р2».
Приложения на 10 листах:
С уважением,
Президент МОО
«Общественный Контроль» Сергеев В.Г.
А проект парка в историко- археологической направленности очень интересен!
Газпром еще от Лахта Центра не отошел, как опять градостроители вмешиваются….
Любимая питерская фишка с долгостроями, на Зенит Арене уже заработали. Нужен новый долгострой, денег чиновникам не хватает((((
А это правда, что не малые деньги на строительство Квартала уже потрачены из бюджета города?
есть еще версия по поводу качества земли от экологических журналистов, там вообще все страшно(
Этот квартал для судей не обернется очередным долгостроем типа Газпром Арены? Лишь бы денежки отмыть…
Если петербуржцы-ленинградцы и правозащитники дружно возьмутся и единогласно свое мнение “против” озвучат, то, обязательно получится. Опыт подобный уже есть)))
Полностью поддерживаю инициативу! И вообще, перезрел уже вопрос, на Петроградской стороне нет нормального парка!